Ксения Машина
Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ — шаг в будущее дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия возникновения опыта.
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Так как использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании.
Публикация «Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ — шаг в будущее дошкольного образования» размещена в разделах
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе - использование электронных дидактических игр. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
2. Что такое электронная дидактическая игра?
В течение 2-х лет, работая над данной темой периодически применяла и применяю в работе с детьми электронные дидактические игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Дидактическая игра воспитывает, развивает в ребёнке память, внимание, наблюдательность, интеллект и фантазию – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Так, дидактическая игра способствует : развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению.
Цель: Поиск и внедрение информационно-коммуникативных технологий в игровую деятельность детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Внедрить ИКТ в работу игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- Создать и использовать в работе авторские пособия по дидактическим играм;
- Создать медиатеку электронных дидактических игр в ДОУ.
3. Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения
В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.
Противоречия, препятствующие достижению цели Пути решения противоречий
• Большая нагрузка на глаза
• Воздействие электромагнитного излучения монитора
• Психическая нагрузка
• Компьютерная зависимость
• Нарушение осанки детей • Использую гимнастику для глаз
• Соблюдение максимальной работы 10-15 минут по СанПину
• Соблюдать нагрузку информации с учетом возраста детей
• Заменить различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно-ролевыми играми, настольно-дидактическими играми и т. д.
• Применение здоровье сберегающих технологий (физминутки, гимнастики для осанки, соблюдение максимальной работы по СанПину)
Как видите, в мультимедийных технологиях есть и положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровью дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.
4. Актуальность опыта
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать на замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.
5. Инновационность
В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для средней возрастной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.
6. Теоретическая база опыта
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования. Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Мой опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Таким образом, я придерживаюсь точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.
7. Дидактические принципы.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами :
Принцип доступности. Материал должен соответствовать уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Электронные дидактические игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.
Принцип творческой активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип наглядности. Дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
8. Что такое медиатека?
В методическом кабинете нашего дошкольного учреждения создана медиатека электронных дидактических игр. В ней присутствуют игры как из сайтов, так и авторские дидактические игры.
Медиатека электронных дидактических игр в ДОУ – это копилка всех дидактических игр по образовательным областям. Она соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
9. Как создаются электронные дидактические игры?
Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные и игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении. Сделать игру с помощью программы Microsoft Offise РоwerPoint при использовании анимации несложно. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.
10. Методическая работа.
Работа ведется по трем направлениям:
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников благодаря электронно - дидактическим играм дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Применяю такие игры как: «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний» и т. д.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Игры на развитие внимания: «Отражение», «Выложи кружочки» и т. д.
Память ребенка – это его интерес. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели. Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
Для развития памяти и восприятия использую следующие игры: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?» и т. д
По развитию речи: С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным, электронно - дидактическим играм. «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т. д.
Работа с педагогами:
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ».
Работа с родителями: В свою работу подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Провела анкетирование родителей «Мой ребенок и компьютер», а также проконсультировала родителей по теме «Ребенок и компьютер».
11. Результативность
В результате анализа можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы:
Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала.
Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.
Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания.
Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний.
12. Адресная направленность
Я считаю, что данный опыт будет полезен воспитателям, родителям, понять значение и необходимость использования электронных дидактических игр.
Вывод:
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада для обучения детей дошкольного возраста.