Олеся Демич
Создание благоприятной семейной атмосферы для духовно-нравственного становления личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис современных семей выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям, заменой их на материальные ценности, у детей в начале жизни происходит искажение понятий о добре, милосердии, великодушии, справедливости, духовности. Детям не прививается истинная культуры, она заменяется псевдокультурой, которую принимают и сами родители, а «Утрата Культуры является утратою человеческого облика». Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы развитие шло сообразно природе ребёнка, культуре страны, где он появился на свет, и проживает начало своей жизни. Именно в семье изначально формируется и развивается личность ребёнка, происходит первоначальное овладение им социальными ролями, необходимыми для дальнейшей безболезненной адаптации его в обществе. Прямая функция семьи как социального института – обучение и развитие ребёнка. Семейные традиции - один из основных способов воспитания, т. к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Духовно-нравственные традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознавать связь с предками. Приведем примеры некоторых духовно-нравственных семейных традиций.
Публикация «Создание благоприятной семейной атмосферы для духовно-нравственного становления личности дошкольника» размещена в разделах
Составление родословной своей семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода.
Семейные архивы. Семья может иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили.
Семейный альбом. Это простое и понятное для ребенка дело, очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями.
Духовно-нравственные семейные праздники. Отмечая такие праздники в семье (Рождество, Пасха, День семьи, День России и др., взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику, так как ребенок является таким же полноправным членом семьи.
Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детей.
Независимо, от того, богаты мы или бедны, мы многое можем сделать для того, чтобы членам наших семей нравилось быть дома. Можно придумать веселые занятия, которые могли бы одновременно учить и развлекать членов семьи.
Родители, как пример для подражания, являются самыми главными в жизни ребенка учителями нормам морали, нравственности и духовности. Родительское отношение и поведенческие реакции на правильное и неправильное, проявление добра и зла, задают тон и направление духовно-нравственного развития ребенка. Родители должны быть последовательными в своих ценностях и в качестве образцов для подражания, должны избегать демонстрации своим детям противоречий.
Родители, помните, если:
-ребенка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть).
-ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).
-ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).
-ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).
-ребенка хвалят, он учится. (быть благородным).
-ребенок растет в честности, он учится. (быть справедливым).
-ребенок растет в безопасности, он учится. (верить в людей).
-ребенка поддерживают, он учится. (ценить себя).
-ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).
Памятка для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы
1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
3. Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упустите ее. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»
5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
7. Принимать активное участие в жизни ребёнка;
8. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их и давайте советы;
9. Интересоваться проблемами ребёнка;
10. Иметь представление о различных возрастных этапах жизни ребёнка;
11. Уважать право ребёнка на собственное мнение, не оказывать никакого нажима; признайте его право самостоятельно принимать решение, уважайте его право на собственное мнение;
12. Научитесь относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом;
13. Всё время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово;
14. Не балуйте и не делайте за него то, что он мог бы сделать сам;
15. Поддерживайте успехи ребёнка;
16. Держите себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к вам с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный;
17. Прежде чем пристыдить или наказать ребёнка. Постарайтесь понять, из каких побуждений он совершил свой проступок.