Получи документы

Современный родитель и актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования

Анна Небова
Современный родитель и актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Современный родитель : актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования»

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе

проектной деятельности

Информационно-методическая продукция

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 р. п. Семибратово»

Небова Анна Александровна,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 р. п. Семибратово»,

учитель-логопед, педагог-психолог,

Публикация «Современный родитель и актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования» размещена в разделах

высшая квалификационная категория,

Пояснительная записка

В свете современных изменений в системе образования взаимодействие с семьей приобретает все более значимый аспект. И именно, тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка.

Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, а дома передоверяют ребенка телевизору или компьютеру. Многие родители зачастую испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, то составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Таким образом, достаточно часто дети испытывают дефицит общения с родителями. Сложившуюся ситуацию можно разрешить за счет вовлечения семьи в образовательное пространство ДОУ. Методом проектов мы пытались решить трудности во взаимодействии детского сада и семьи, а также гармонизировать детско-родительские отношения.

В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место: это требует высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков. Взаимодействуя с ребенком в детском саду, педагог не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической работы.

Актуальность темы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.

Цель : создание единого образовательного пространства «Детский сад - семья» в процессе проектной деятельности.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

1. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

2. Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;

3. Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;

4.«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. На современном этапе проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.

Проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность. Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной, взаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи.

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной.

Календарное планирование

№ Название проекта Сроки

1 «Мой дом детский сад – моя малая Родина» Сентябрь

2 «Энергосбережение в нашей жизни» Октябрь

3 «Папа, мама, я – спортивная семья» Ноябрь-май

4 «Новогодняя суета» Декабрь

5 «Покормите птиц зимой» Январь

6 «Мой папа самый лучший» Февраль

7 «Творим добро» Март

8 «Зеленая весна» Апрель

9 «9 мая – День победы» Май

10 «Россия многонациональная страна» Июнь-июль

Научные результаты

В ходе проведенной работы доказано, что взаимодействие детского сада и семьи является средством гармонизации детско-родительских отношений. Основными условиями при этом выступают:

• организация взаимодействия трех субъектов образования педагогов,

родителей и детей;

родители являются активными участниками образовательного процесса;

• организация проектов, в которых реализуется совместная деятельность детей и родителей.

Педагогические результаты

Изменения детско-родительских отношений в семье в сторону их гармонизации. Чтобы отследить эти результаты необходимо было:

• определить удовлетворенность своим положением в семье самого

ребенка;

• выявить родительское отношение к ребенку в семье;

• определить уровень знаний и представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

Эти показатели выявлялись в течение всего времени работы по проектам с применением разных диагностических процедур.

Содержательная часть

Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.

Нами была разработана, схема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе проектной деятельности. Схема предусматривает использование наиболее приемлемых форм взаимодействия с родителями, основанных на открытости, сотрудничестве, индивидуальном подходе.

Эффективной является любая совместная деятельность и это очень ярко проявляется в проектах, которые представляют собой воплощение совместного замысла детей и взрослых. В нашем детском саду был разработан календарный план проектной деятельности, который задумывался с целью развития партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества. Он включает в себя проекты: «Мой дом детский сад – моя малая Родина», «Музыкальный фольклор», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Новогодняя суета», «Покормите птиц зимой», «Мой папа самый лучший», «Творим добро», «Зеленая весна», «9 мая – День победы», «Россия многонациональная страна».

1. Проект «Мой дом детский сад - моя маленькая Родина»

Цель проекта : формирование духовно-нравственного отношения и чувства к детскому саду.

Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь к детскому саду;

2. Создать благополучную атмосферу в детском саду;

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Вид проекта: творческий

Сроки реализации проекта: краткосрочный, 4 недели

Результат реализации проекта:

• Дети знают и называют название детского сада, группы, помещений (группы) и их назначение.

• Имеют посильные трудовые обязанности в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

• Испытывают гордость и уважение к труду сотрудников детского сада.

• Испытывают любовь и привязанность к детскому саду.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

2. Творческий проект «Музыкальный фольклор»

Цель проекта : знакомство детей 3-4 лет с русским народным фольклором посредством использования народных шумовых музыкальных инструментов.

Задачи проекта:

1. Активизировать и пополнять речь детей 3-4 лет с помощью русского народного фольклора;

2. Формировать представления детей 3-4 лет о народных шумовых музыкальных инструментах;

3. Развивать творческие музыкальные способности детей 3-4 лет;

4. Способствовать эмоциональному развитию детей 3-4 лет;

5. Воспитывать интерес детей 3-4 лет к русской народной культуре;

6. Приобщать родителей и детей 3-4 лет к русской народной культуре посредством создания детских шумовых музыкальных инструментов и картотек.

Вид проекта: творческий

Сроки реализации проекта: краткосрочный, 3 недели

Результат реализации проекта:

Сформировано представление о народных шумовых музыкальных инструментах и использовании их для обыгрывания потешек, закличек, песен.

• Используют народные шумовые музыкальные инструменты в самостоятельной игровой деятельности;

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители.

3. Проект «Папа, мама, я – спортивная семья»

Цель проекта : формирование у детей представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1. расширить и закрепить знания детей о спорте, его видах, о здоровом образе жизни

2. расширить представление о том, что полезно и вредно для здоровья

3. расширить знания об отдыхе и спорте

4. воспитывать любовь к физкультуре и спорту у детей, внушить необходимость занятий спортом для дальнейшей жизни,

5. воспитывать созидательное отношение к своему здоровью – создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников; - повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в спортивных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада

6. убедить родителей в необходимости сдачи норм ГТО дошкольниками.

Вид проекта: социально-педагогический

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стали 5 наград по сдаче норм ГТО, 4 серебра и 1 бронза из 8 участников.

Участники проекта: воспитатель, инструктор физической культуры, дети, родители.

4. Проект «Новогодняя суета»

Цель проекта : ознакомление дошкольников с традициями подготовки и празднования Нового года в нашей стране.

Задачи проекта:

1. формировать у воспитанников положительное отношение к семейным и общественным праздникам;

2. вызывать у детей познавательный интерес к традициям и обычаям празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками;

3. познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг;

4. развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;

5. совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности;

6. Способствовать развитию связной речи, посредством заучивания стихотворений, песен.

7. создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности;

8. знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники;

9. заинтересовать родителей созданием праздничной атмосферы в группе.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий

Сроки реализации проекта: среднесрочный (4 недели)

Результат реализации проекта: стали Новогодние утренники в ДУ.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

5. Проект «Покормите птиц зимой»

Цель проекта : формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи проекта:

1. воспитывать у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек;

2. активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время;

3. привлекать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом;

4. формировать экологически грамотное поведение детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

Вид проекта: познавательный, творческий

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Результат реализации проекта: итоговым продуктом деятельности стали кормушки установленные по всей территории ДОУ

Участники проекта: воспитатель, инструктор физической культуры, дети, родители.

6. Проект «Мой папа самый лучший»

Цель проекта : углубить представления ребенка о семье и роли папы.

Задачи проекта:

Вид проекта: творческий

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стала фото выставка и выставка газет и плакатов.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

7. Проект «Творим добро»

Цель : развитие социальных компетенций воспитанников через их участие в различных мероприятиях благотворительного характера; приобщение к традиции проведения народного праздника "Масленица".

Задачи:

1. Оптимизировать взаимодействие между педагогами детского сада и родителями;

2. воспитывать желание оставлять свой «добрый след» о себе в душах людей;

3. воспитание уважительного отношения к народным традициям, обогащение духовного мира обучающихся через сопереживание и непосредственное участие в празднике "Масленица";

4. сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

Вид проекта: психолого-педагогический проект

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Результат реализации проекта: изготовление куклы Маслены.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

8. Проект «Зеленая весна»

Цель проекта : формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Задачи проекта:

1. подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;

2. расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;

3. повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;

4. побудить интерес к созданию благоприятного оформления территории детского сада;

5. формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;

6. учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Вид проекта: информационно-практический, игровой

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стала ухоженная и благоустроенная территория ДУ.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

9. Проект «9 мая – День Победы»

Цель проекта : формирование представлений дошкольника о праздновании Дня Победы в нашей стране, на формирование у детей правильного отношения к войне, на воспитание личных качеств : патриотизма, справедливости, доброты.

Задачи проекта:

1. Дать детям сведения о Великой Отечественной войне.

2. Воспитывать чувство патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

3. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

4. Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, диалоги о войне.

5. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Вид проекта: познавательный, творческий, информационный

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стал концерт детей, родителей и педагогов для ветеранов В. О. В. и тружеников тыла с теплым чаепитием.

Участники проекта: педагоги, дети, родители, ветераны В. О. В.

10. Проект «Россия многонациональная страна»

Цель : формирование творческой личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде.

Задачи проекта:

1. формировать представление дошкольников о России как о многонациональном государстве, но единой стране;

2. воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

3. приобщать к истокам народной культуры;

4. развивать интерес к своей стране.

Вид проекта: творческий

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стал итоговый Фестиваль «Россия – многонациональная страна»

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Проектный метод позволяет детям, родителям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, развивает инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, способствует укреплению отношения между ребенком – родителем – педагогом. Это очень эффективный метод во взаимодействии с родителями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Консультация «Современный ребенок глазами педагога» Современные дети, как и во все времена, очень разные. Много причин, которые повлияли на изменение сознания, как взрослых, так и на развитие.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу "Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО", который недавно.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный родитель и актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования
Опубликовано: 10 апреля 2021 в 17:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современный родитель и актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования» (включая файлы) размещена пользователем Анна Небова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД