Анна Небова
Современный родитель и актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Современный родитель : актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования»
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе
проектной деятельности
Информационно-методическая продукция
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 р. п. Семибратово»
Небова Анна Александровна,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 р. п. Семибратово»,
учитель-логопед, педагог-психолог,
Публикация «Современный родитель и актуальные формы взаимодействия педагога и родителей с целью повышения качества образования» размещена в разделах
высшая квалификационная категория,
Пояснительная записка
В свете современных изменений в системе образования взаимодействие с семьей приобретает все более значимый аспект. И именно, тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка.
Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, а дома передоверяют ребенка телевизору или компьютеру. Многие родители зачастую испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, то составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Таким образом, достаточно часто дети испытывают дефицит общения с родителями. Сложившуюся ситуацию можно разрешить за счет вовлечения семьи в образовательное пространство ДОУ. Методом проектов мы пытались решить трудности во взаимодействии детского сада и семьи, а также гармонизировать детско-родительские отношения.
В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место: это требует высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков. Взаимодействуя с ребенком в детском саду, педагог не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической работы.
Актуальность темы
Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.
Цель : создание единого образовательного пространства «Детский сад - семья» в процессе проектной деятельности.
Для достижения данной цели поставили ряд задач:
1. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
2. Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;
4.«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.
Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. На современном этапе проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.
Проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность. Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной, взаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи.
Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной.
Календарное планирование
№ Название проекта Сроки
1 «Мой дом детский сад – моя малая Родина» Сентябрь
2 «Энергосбережение в нашей жизни» Октябрь
3 «Папа, мама, я – спортивная семья» Ноябрь-май
4 «Новогодняя суета» Декабрь
5 «Покормите птиц зимой» Январь
6 «Мой папа самый лучший» Февраль
7 «Творим добро» Март
8 «Зеленая весна» Апрель
9 «9 мая – День победы» Май
10 «Россия многонациональная страна» Июнь-июль
Научные результаты
В ходе проведенной работы доказано, что взаимодействие детского сада и семьи является средством гармонизации детско-родительских отношений. Основными условиями при этом выступают:
• организация взаимодействия трех субъектов образования педагогов,
родителей и детей;
• родители являются активными участниками образовательного процесса;
• организация проектов, в которых реализуется совместная деятельность детей и родителей.
Педагогические результаты
Изменения детско-родительских отношений в семье в сторону их гармонизации. Чтобы отследить эти результаты необходимо было:
• определить удовлетворенность своим положением в семье самого
ребенка;
• выявить родительское отношение к ребенку в семье;
• определить уровень знаний и представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
Эти показатели выявлялись в течение всего времени работы по проектам с применением разных диагностических процедур.
Содержательная часть
Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.
Нами была разработана, схема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе проектной деятельности. Схема предусматривает использование наиболее приемлемых форм взаимодействия с родителями, основанных на открытости, сотрудничестве, индивидуальном подходе.
Эффективной является любая совместная деятельность и это очень ярко проявляется в проектах, которые представляют собой воплощение совместного замысла детей и взрослых. В нашем детском саду был разработан календарный план проектной деятельности, который задумывался с целью развития партнерства и сотрудничества педагогического и родительского сообщества. Он включает в себя проекты: «Мой дом детский сад – моя малая Родина», «Музыкальный фольклор», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Новогодняя суета», «Покормите птиц зимой», «Мой папа самый лучший», «Творим добро», «Зеленая весна», «9 мая – День победы», «Россия многонациональная страна».
1. Проект «Мой дом детский сад - моя маленькая Родина»
Цель проекта : формирование духовно-нравственного отношения и чувства к детскому саду.
Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь к детскому саду;
2. Создать благополучную атмосферу в детском саду;
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Вид проекта: творческий
Сроки реализации проекта: краткосрочный, 4 недели
Результат реализации проекта:
• Дети знают и называют название детского сада, группы, помещений (группы) и их назначение.
• Имеют посильные трудовые обязанности в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
• Испытывают гордость и уважение к труду сотрудников детского сада.
• Испытывают любовь и привязанность к детскому саду.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
2. Творческий проект «Музыкальный фольклор»
Цель проекта : знакомство детей 3-4 лет с русским народным фольклором посредством использования народных шумовых музыкальных инструментов.
Задачи проекта:
1. Активизировать и пополнять речь детей 3-4 лет с помощью русского народного фольклора;
2. Формировать представления детей 3-4 лет о народных шумовых музыкальных инструментах;
3. Развивать творческие музыкальные способности детей 3-4 лет;
4. Способствовать эмоциональному развитию детей 3-4 лет;
5. Воспитывать интерес детей 3-4 лет к русской народной культуре;
6. Приобщать родителей и детей 3-4 лет к русской народной культуре посредством создания детских шумовых музыкальных инструментов и картотек.
Вид проекта: творческий
Сроки реализации проекта: краткосрочный, 3 недели
Результат реализации проекта:
• Сформировано представление о народных шумовых музыкальных инструментах и использовании их для обыгрывания потешек, закличек, песен.
• Используют народные шумовые музыкальные инструменты в самостоятельной игровой деятельности;
Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители.
3. Проект «Папа, мама, я – спортивная семья»
Цель проекта : формирование у детей представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. расширить и закрепить знания детей о спорте, его видах, о здоровом образе жизни
2. расширить представление о том, что полезно и вредно для здоровья
3. расширить знания об отдыхе и спорте
4. воспитывать любовь к физкультуре и спорту у детей, внушить необходимость занятий спортом для дальнейшей жизни,
5. воспитывать созидательное отношение к своему здоровью – создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников; - повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в спортивных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада
6. убедить родителей в необходимости сдачи норм ГТО дошкольниками.
Вид проекта: социально-педагогический
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стали 5 наград по сдаче норм ГТО, 4 серебра и 1 бронза из 8 участников.
Участники проекта: воспитатель, инструктор физической культуры, дети, родители.
4. Проект «Новогодняя суета»
Цель проекта : ознакомление дошкольников с традициями подготовки и празднования Нового года в нашей стране.
Задачи проекта:
1. формировать у воспитанников положительное отношение к семейным и общественным праздникам;
2. вызывать у детей познавательный интерес к традициям и обычаям празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками;
3. познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг;
4. развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
5. совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности;
6. Способствовать развитию связной речи, посредством заучивания стихотворений, песен.
7. создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности;
8. знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники;
9. заинтересовать родителей созданием праздничной атмосферы в группе.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий
Сроки реализации проекта: среднесрочный (4 недели)
Результат реализации проекта: стали Новогодние утренники в ДУ.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
5. Проект «Покормите птиц зимой»
Цель проекта : формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
1. воспитывать у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек;
2. активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время;
3. привлекать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом;
4. формировать экологически грамотное поведение детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Вид проекта: познавательный, творческий
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Результат реализации проекта: итоговым продуктом деятельности стали кормушки установленные по всей территории ДОУ
Участники проекта: воспитатель, инструктор физической культуры, дети, родители.
6. Проект «Мой папа самый лучший»
Цель проекта : углубить представления ребенка о семье и роли папы.
Задачи проекта:
Вид проекта: творческий
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стала фото выставка и выставка газет и плакатов.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
7. Проект «Творим добро»
Цель : развитие социальных компетенций воспитанников через их участие в различных мероприятиях благотворительного характера; приобщение к традиции проведения народного праздника "Масленица".
Задачи:
1. Оптимизировать взаимодействие между педагогами детского сада и родителями;
2. воспитывать желание оставлять свой «добрый след» о себе в душах людей;
3. воспитание уважительного отношения к народным традициям, обогащение духовного мира обучающихся через сопереживание и непосредственное участие в празднике "Масленица";
4. сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
Вид проекта: психолого-педагогический проект
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Результат реализации проекта: изготовление куклы Маслены.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
8. Проект «Зеленая весна»
Цель проекта : формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Задачи проекта:
1. подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
2. расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
3. повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;
4. побудить интерес к созданию благоприятного оформления территории детского сада;
5. формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
6. учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Вид проекта: информационно-практический, игровой
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стала ухоженная и благоустроенная территория ДУ.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
9. Проект «9 мая – День Победы»
Цель проекта : формирование представлений дошкольника о праздновании Дня Победы в нашей стране, на формирование у детей правильного отношения к войне, на воспитание личных качеств : патриотизма, справедливости, доброты.
Задачи проекта:
1. Дать детям сведения о Великой Отечественной войне.
2. Воспитывать чувство патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
3. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
4. Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, диалоги о войне.
5. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Вид проекта: познавательный, творческий, информационный
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стал концерт детей, родителей и педагогов для ветеранов В. О. В. и тружеников тыла с теплым чаепитием.
Участники проекта: педагоги, дети, родители, ветераны В. О. В.
10. Проект «Россия многонациональная страна»
Цель : формирование творческой личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде.
Задачи проекта:
1. формировать представление дошкольников о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
2. воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
3. приобщать к истокам народной культуры;
4. развивать интерес к своей стране.
Вид проекта: творческий
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Результат реализации проекта: продуктом данного проекта стал итоговый Фестиваль «Россия – многонациональная страна»
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Проектный метод позволяет детям, родителям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, развивает инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, способствует укреплению отношения между ребенком – родителем – педагогом. Это очень эффективный метод во взаимодействии с родителями.