Лариса Ильина
Современные здоровьесберегающие технологии Видео
▼ Скачать
+ Заказать документы
Здоровье - сберегающие технологии в МДОБУ №4 ст. Чамлыкская
1. Воспитатель средней группы Свистич Лариса Анатольевна (слайд №1)
2. «Забота о здоровье
— это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Василий Александрович Сухомлинский (слайд №2)
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии Видео» размещена в разделах
- Видео
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
3. Здоровье
- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (слайд №3)
Мы с вами знаем, что сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Эта работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. И здесь нам на помощь приходят здоровье-сберегающие технологии. Что же это такое?
4. Здоровье- сберегающая технология
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. (слайд №4)
5. Здоровье-сберегающие образовательные технологии
Какую же ценность и значимость они представляют для воспитательно-образовательного процесса? А это:
технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса
технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса
психолого-педагогические технологии. (слайд №5)
6. Задачи здоровьесбережения
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения. (слайд №6)
Здоровье-сберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье-сбережения и здоровье-обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровье-сбережение и здоровье-обогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
7. Формы организации здоровье-сберегающей работы (Слайд №7)
Имея продолжительный опыт работы я в своей работе использую здоровье - сберегающие технологии как в непосредственно - образовательной деятельности так и в ходе режимных моментов.
Рассмотрим некоторые виды здоровье-сберегающих технологий
8. Физкультурные занятия
Занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение (слайд №8)
Какие цели преследуются на физкультурных занятиях?
Все мы знаем, что в первую очередь это:
-укреплять здоровье
-формировать навыки здорового образа жизни
-закреплять навыки выполнения основных движений
-способствовать формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании как основы здоровья.
9. Физкультминутки и динамические паузы(слайд №9)
. С целью предупреждения утомления на занятиях в детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, развивают моторику, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию внимания и памяти.
Физкультминутки проводят во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность их составляет 3-5 минут.
На физкультминутках и во время динамических пауз используем разнообразные технологии в зависимости от эмоционального состояния детей и проводимого занятия.
10. Подвижные и спортивные игры.
Они проводятся в групповой комнате, на прогулке и как часть физкультурного занятия. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения, и общей лексической темой, над которой мы работаем в течение недели. (слайд №10)
Ни для кого не секрет что малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры.
Поэтому актуальным становится вопрос об использовании подвижной игры как средства оптимизации двигательного режима дошкольника.
Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Игры на свежем воздухе стимулируют работу мозга, улучшают деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма.
11. Релаксация. (слайд №11)
«Неправильно лечить голову без тела, а тело без души» (Сократ)
Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) Используются релаксационные приемы как компонент заключительной части занятия, либо в любое свободное время. При организации используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей.
12. Гимнастика бодрящая.
Помогает детям проснуться, поднимает настроение, закаляет детей.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие. (слайд №12)
13. Пальчиковая гимнастика.
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени. Развитие моторики пальцев дает подготовку для формирования речи ребенка. (слайд №13)
Если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника - это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.
«Цветок».
Наши красные цветки
(ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки.
(ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
(ладошка закрывается)
Головой кивают
(закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают.
(две ладошки приложить к щеке).
14. Дыхательная гимнастика
проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа (слайд №14)
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его умственная и физическая деятельность.
Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.
15. Диафрагмальное дыхание.
Учимся дышать животом. (слайд №16)
К специальной задаче подготовительного этапа относится: развитие силы выдоха.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
«Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой».
Игровое упражнение: «Резиночка» (а, у, о, и, ы, э)
Растягивая резиночку, произносим на выдохе гласный звук, варьируя его длительность. После первичного знакомства резиночку можно имитировать руками.
А___
А__
А___
О___
О___
О___
Игровое упражнение Ветер
«Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.
Игровое упражнение
Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а)
16. Гимнастика для глаз
снимает напряжение и нагрузку. Проводится ежедневно по 1-2 минуты в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры, показ педагога. (слайд №15)
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию.
Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах.
Детям предлагается найти глазами какую –либо фигуру.
Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх, сверху-вниз.
17. Самомассаж.
Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног). Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная со 2-ой мл. группы.
(слайд №15)
Основные условия проведения самомассажа для детей:
-не применять слишком активно силу;
- движения должны быть плавными, массирующими;
-двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
- начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
Cамомассаж лица для детей, способствует предотвращению простудных заболеваний, позволяет научиться управлять мимикой лица. Самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора. Детей усаживают на стульчик и учат «лепить красивое лицо»
Выполняя вышеуказанный комплекс самомассажа можно использовать следующее слова:
«Крылья носа разотри – раз, два, три!
И под носом ты утри – раз, два, три!
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять!
Вытри пот себе со лба – раз, два, раз, два!
Серьги на уши повесь, если есть!
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три!
Сзади пуговку найди, пристегни – раз, два, три!
А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку!
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики!
Вы так славно потрудились и красиво нарядились!»
18. Сказкотерапия.
Она превращает слабого в сильного, маленького во взрослого. Сказка дарит надежду и мечту.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. (слайд №18)
В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят обыгрывать их. Для этого использую кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
19. Спортивные достижения, досуги, праздники.
Проводятся для того, чтобы обеспечить эмоциональную разрядку; снять накопившееся нервное напряжение; освоить групповые правила поведения; наладить контакт между взрослыми и детьми; развить ловкость и координацию движений. (слайд №19)
Регулярное проведение спортивных праздником и игр под руководством и с участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно. Помимо того, что праздники, в ходе которых они представлены, имеют оздоровительное значение, они еще несут воспитательную и образовательную нагрузку. Общеизвестно, что участие детей в таких мероприятиях улучшает их физическое развитие, благотворно воздействует на их нервную, а также сердечно-сосудистую и дыхательную системы, укрепляет здоровье. Почти в каждой игре, входящей в состав того или иного праздника, присутствуют такие доступные всем действия, как бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д.
Спортивным праздникам, как и другим торжествам, должны сопутствовать радостная обстановка, яркие, запоминающиеся сюрпризы, музыка, смех и веселье.
20. Технологии музыкального воздействия
используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. (слайд №20)
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
21. Закаливание
"Закаляйся, если хочешь быть здоров"
Этот девиз не теряет своей актуальности и в наше время. Ни для кого не секрет, что закаленные дети менее восприимчивы к различным заболеваниям. (слайд №21)
Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Во-первых, закаливание в детском саду должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Во-вторых, закаливание в детском саду начинается со слабых раздражителей и затем переходит к сильным. Это касается постепенного понижения воды, например, в ванночках для ног или температуры в помещении.
В-третьих, закаливание в детском саду должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка.
Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который во многом ответственен воспитатель. Воспитатель должен показывать пример — если нужно растереть руки снегом, то дети сделают это упражнение намного охотнее под руководством воспитателя, который и сам выполняет это упражнение.
В-четвертых, на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач.
Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется.
«Закаливание значительно увеличивает энергетические возможности нашего организма и уже поэтому достойно глубокого уважения и внимания к нему»
22. Технологии привития навыков гигиены (слайд №22)
Формирование гигиенической культуры обеспечивает правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Ведь здоровье детей напрямую зависит от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для дошкольников естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
23. (слайд №23)
Все эти здоровьесберегающие технологии мы стараемся использовать в комплексе, чтобы у детей сформировалась стойкая мотивация на здоровый образ жизни, а в дальнейшем на полноценное развитие личности, без речевых дефектов.