Инна Багдасарян
Современные технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Багдасарян Инна Эдуардовна, музыкальный руководитель
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.
Публикация «Современные технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одним из требований ФГОС является разработка программы.
Если раньше музыкальное воспитание и образование осуществлялось по единой государственной программе («Программа воспитания и обучения» под редакцией М. Васильевой, то в настоящее время дошкольному учреждению и музыкальному руководителю дается право разрабатывать свою программу, которая утверждается организацией самостоятельно, в соответствии с настоящим стандартом и с учетом Примерных программ.
В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных парциальных программ и авторских методик, опирающихся на имеющийся мировой опыт музыкального воспитания («Музыкальные шедевры» О. Радыновой, «Гармония» К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, «Камертон» Э. Костиной, «Ребенок в мире музыки» А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, «Каждый ребенок музыкант» Т. А. Рокитянской, «В мире прекрасного» Л. В. Куцаевой, С. И. Мерзляковой и др.).
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.
В своей работе я использую некоторые современные технологии.
Рассмотрим их.
Применение ИКТ - это внедрение информационно-образовательных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять ИКТ на музыкальных занятиях можно различными способами: использовать анимации, демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным.
С использованием ИКТ в музыкально — образовательной деятельности, на мой взгляд, стал усиливаться познавательный интерес дошкольников к музыке, активизировалось детское внимание, так как появились новые мотивы к усвоению предложенного материала, дети стали активнее в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальная деятельность стала более содержательной, гармоничной и результативной.
Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.
Здоровьесберегающие технологии : основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии :
- песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов;
-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).
- пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.
-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
- пальчиковые игры (музыкальные и речевые) развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
-речевые игры снимают напражение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности).
-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.
-музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.
Работа по здоровьесберегающей технологии ведется с учетом программ и методических пособий таких, как «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, элементарное музицирование Т. Тютюнниковой, «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии» С. А. Коротковой, О. В. Кацер.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
Коммуникативные танцы.
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
• развития коммуникативных навыков,
• работы над ощущением формы,
• развития двигательной координации,
• развития чувства ритма.
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий. Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.
В своей музыкально-педагогической деятельности активно использую флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Практически все дети любят танцы с элементами черлидинга, спортивного танца с помпонами. Он сочетает элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность такого танца основывается на простых шагах, прыжках и танцах, где задействованы разные группы мышц. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад. Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т. д.). Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить. Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.
При проведении ООД у детей формируется способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве, приобщаться к художественной и творческой жизни. Поэтому целью своей работы считаю – обеспечить каждому ребенку развитие музыкальных коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Применение инновационных методов, форм и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.
Цель реализую в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:
• создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
• творческое развитие природной музыкальности ребенка;
• создание условий для спонтанных творческих проявлений.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребё нку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях :
• Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть и проявлять творческие способности.
• Дает право детям в выборе музыкального репертуара, знаний, умений, навыков,
• Ориентируется на индивидуальные возможности и способности детей.
Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранения здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе нашего ДОУ и многих других. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Игра на инструментах развивает чувство ритма, умение играть по одному и в ансамбле. Все виды ООД способствуют решению следующих задач:
1. Сохранению и укреплению здоровья детей;
2. Развитию сенсорных и моторных функций.
3. Формирование потребности в двигательной активности;
4. Приобретение навыка правильного дыхания;
5. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве и др);
6. Развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;
7. Формирование гармоничной личности.
Процесс, направленный на поиск, разработку и внедрение новых технологий будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия :
- обеспечение программно-дидактическим материалом;
- создание эмоционально-комфортной атмосферы при воспитании и обучении детей;
- разработка новых игровых технологий, помогающих ребёнку в развитии музыкальных способностей;
- изучение теоретической и практической литературы по данной проблеме;
- определение критериев и механизмов диагностирования, учитывая новые стандарты дошкольного образования- выявление творческой деятельности детей, как средства художественно-эстетического воспитания и развития.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
Удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения. Дети активны и раскрепощены. Усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового общения с музыкой.
В заключении хочется процитировать кандидата медицинских наук, профессора кафедры дошкольного воспитания Э. Степаненкову: «Мы можем что-то недорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером. Это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимания к здоровью дошкольника, мы нанесем непоправимый ущерб целому поколению детей…»