МААМ-картинки

Современные технологии для развития связной речи дошкольников

Алёна
Современные технологии для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»

(Коко Шанель.)

План:

• Что такое связная речь?

• Что такое образовательные технологии?

Современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Публикация «Современные технологии для развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, которые занимаются формированием речи подрастающего поколения в дошкольном учреждении. Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим.

Технологии – это система методов, способов, приемов обучения, последовательность определенных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Среди современных технологий речевого развития можно выделить следующие.

• Здоровьесберегающие технологии : дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, сказкотерапия.

Мнемотехника.

• ИКТ.

• Игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии играют немаловажную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и четкой речи.

Пальчиковая гимнастика также является помощницей в достижении поставленной цели. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.

Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально – волевую сферу ребёнка, а также на развитие его творческих способностей. Используется как индивидуально, так и со всей группой.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных и речевых процессов, поэтому использование сказкотерапии в работе с детьми необходимо

В сфере произношения и восприятия, а также развитие диалогической и монологической речи, например, сказка «Три медведя» – выделяются характерные особенности зверей голосом и жестами. Возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, при использовании различных видов театра.

Мнемотехника - система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Дидактическим материалом служат: – Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. – Мнемодорожки - состоят из 3-4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. – Мнемотаблицы- представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, для достижения поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологии, в том числе и применение ИКТ.

Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям (НОД) (энциклопедии).

• Создание презентаций в программе Microsoft Office РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится своеобразным планом занятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.

• Компьютерные игры (обучающие).

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию. Для развития связной речи детей дошкольного возраста используют игры творческие, настольные дидактические и словесные. Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские. Сюжетно-ролевые игры - это разыгрывание сказок и рассказов. В их текстах применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В режиссерской игре ребенок сам придумывает ее содержание, в основе которого лежит его личный опыт. Как правило, в ней отражаются события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, полученные из различных источников. Ребенок, выполняя игровое действие, стремится их передать своим сверстникам. Это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игры.

Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении. Они могут быть использованы как часть занятия и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель. Он создаёт игровую ситуацию и может быть как учителем, так и участником игры.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Можно использовать различные знаки мотивации, для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе. Через дидактические игры закрепляется умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Таким образом, дидактические игры пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Словесные игры обучают способам сравнения объектов. В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании картин, домысливают сюжет. Для того, чтобы вызвать желание у детей к словотворчеству можно изготовить вспомогательные атрибуты, оформить в соответствии с тематикой игровое пространство.

Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей :

– Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать).

– Речевые способности (развитие связной речи - как составление рассказа из опыта, развитие словаря).

– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).

Применяя вышеописанные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Источники:

• В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 48 с.

• Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 35-38.

• Пастухова Елена Владимировна – ПЕДПОРТАЛ. Библиотека материалов для работников школы. Дошкольное образование.

• Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей / Под ред. Л. Н. Засориной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии для развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 17:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии для развития связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алёна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД