Анна
Современные программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н. А. Ветлугиной, изданной в 1981 году. Целью методики является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой, индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
Публикация «Современные программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т. е. используется концентрический способ построения программы. Главная задача – овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар по слушанию музыки у Н. А. Ветлугиной строится на произведениях композиторов – классиков. На занятиях ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами. Для исполнения оркестром Н. А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.
Есть определенные недостатки, которые выявились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучения абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара для слушания музыки. Вероятно, поэтому данная программа в настоящее время используется мало, то ли считаясь «устаревшей», то ли под натиском новых более узко направленных современных программ.
Методика О. П. Радыновой
Эта методика музыкального воспитания дошкольников составлена группой авторов: О. П. Радыновой, А. И. Катинене, М. П. Палавандишвили, под редакцией О. П. Радыновой. Это последователи и ученики Н. А. Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих методиках совпадают.
Авторы методики считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей, а именно, в пении, ритмике, слушании, игре на инструментах, формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.
Авторы вводят в занятия с детьми такое понятие, как «словарь эмоций», т. е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке. Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.
Программа «Тутти»
Программа музыкального образования детей дошкольного возраста «Тутти» разработана на основе современных методологических взглядов на образование, развитие и воспитание ребенка. Программа входит в основной комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», разработанной авторским коллективом А. И. Бурениной, Н. Е. Васюковой, Т. Э. Тютюнниковой и др. под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. Может использоваться как программа дополнительного образования для музыкальных студий, детских музыкальных школ, центром развития ребенка.
Программа музыкального образования детей «Тутти» отводит главное место вопросам воспитания личности ребенка средствами музыки, а задачи развития музыкальных способностей будут решены при условии грамотной организации педагогического процесса, готовности педагога к реализации программных принципов, требований и содержания. Глубинный смысл данной программы – объединить участников педагогического процесса – педагогов, детей и их родителей в единой увлекательной музыкально- художественной деятельности, в центре которой – творческое музицирование, сделать всех единомышленниками и друзьями, партнерами в совместном творчестве, когда дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей.
Главная философская идея программы – приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении.
Программа полностью соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, опирается на лучшие традиции отечественной и зарубежной музыкальной педагогики (К. Орф, Б. М. Теплов, Э. Жак– Далькроз, Н. А. Ветлугина, Медушевский, Назайкинский, и др.).
Составной частью программы по музыкальному развитию детей «Тутти» является программа «Ритмическая мозаика», созданная авторами А. И. Бурениной и Т. Э. Тютюнниковой.
Программа направлена на целостное развитие личности детей от 3 до 7 лет. Новая редакция разработана в контексте ФГТ, включает все необходимые разделы: содержание психолого-педагогической работы с детьми на основе музыкально-ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.
В методических рекомендациях раскрываются основные методы, игровые формы взаимодействия педагога с детьми. В Приложениях предлагается разработанный автором практический материал – более 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций, апробированных в опыте работы педагогов Ленинградской области, С-Петербурга, Москвы и других регионов России. Данная программа, являясь оригинальной авторской разработкой, может быть использована и как самостоятельная парциальная программа.
Цель программы «Ритмическая мозаика» – формирование средствами музыки в процессе ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
Содержание программы, практический материал могут варьировать с учётом условий её использования. И главное, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологий в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Бернштейна, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Программа базируется на основных принципах работы систем музыкального воспитания Карла Орфа и Э. Жак-Далькроза.
«Метроритмический букварь»
Метроритмический букварь для детей дошкольного и младшего школьного возраста неоднократно отмечался музыкальной общественностью как учебное пособие нового поколения. В основе обучения сольфеджио, элементарной теории, интонированию и ритму лежит метроритмическая методика. Особенностью методики является то, что все музыкальные правила излагаются в сравнении с русской разговорной речью и поэтическим языком, то есть параллельно с обучением детей 5-8 лет чтению. Доступность и привлекательность изложения (игровые упражнения, стихи, картинки, занимательный музыкальный материал) и, одновременно, строгая систематизация материала позволяют значительно сократить сроки освоения учащимися теоретических правил и быстрее научиться «разговаривать» на сложном музыкальном языке.
Пособие разработано петербургским автором, Т. Г. Вогралик и выпущено в 2008 году. Метроритмический букварь состоит из 4 частей:
1 часть. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В первом разделе пособия автор предлагает увлекательный материал для изучения гласных, согласных и музыкальных звуков. Отдельный раздел посвящен соединению слогов речи с длительностью звуков музыки. В сборнике предложено большое количество нотных примеров, стихов, скороговорок и песенок. Очень подробно во 2 разделе изучаются ноты, где автор тщательно описывает длительности нот и пауз. Третий раздел посвящен ритмическим фигурам. С помощью игры на музыкальных инструментах и использования музыкальных жестов, постигается изучение целых, половинных, четвертных, восьмых и шестнадцатых длительностей.
Предлагаемые автором методы обеспечивают высокую степень активизации метроритмического слуха и его развития на вокально-интонационной основе. Двигательно-ударные упражнения, включенные в практические разделы учебника, координируют движения маленьких музыкантов.
2 часть. «От ритма слова к ритму мелодического мотива». После того как дети освоят азы метроритмической организации музыки через сопоставление звуков музыки со слогами речи, во II части «Букваря» им предлагается новая увлекательная работа над ритмом через сопоставление ритма мелодического мотива с ритмом слова. Дети учатся определять количество слогов — музыкальных звуков в слове-мотиве, знакомятся с динамическим и ритмическим акцентами, ритмическими формулами слов, выразительной ролью длительностей, обозначающих ритм слогов в слове.
3 часть. «От метра стиха к метру музыкального произведения». Данная часть «Метроритмического букваря» посвящена основным законам метрической организации музыкальных произведений. Эта сложная тема изложена здесь в доступной для маленьких музыкантов форме, а множество стихов, песен, игр призваны сделать уроки наиболее интересными и увлекательными. Через сопоставление метра стиха с метром музыкального произведения ученикам объясняется значение различных категорий музыкального времени, раскрывается смысл метрического акцента, такта, затакта, размера такта, ноты-доли такта, смысл группировки различных по длительности нот по долям такта.
В процессе занятий дети знакомятся с метрономом и вариантами его применения в музыкальной практике; интересным представляется раздел, посвященный способам увеличения темпа во время исполнения скороговорок. Особо следует отметить справочник-игру «Группировка нот- звуков по долям такта», таблицы которого представляют собой практический материал — метроритмические упражнения, направленные на зрительное, слуховое и «двигательное» освоение ритмических фигур — групп нот, заключенных в одной доле такта.
4 часть. «Метроритмические фантазии». Четвертая часть является сборником метроритмических упражнений, помогающих ученикам творчески осмыслить и закрепить на практике знания, полученные в процессе изучения предыдущих частей учебного пособия.
Каждое упражнение данного сборника не только подтверждает то или иное правило метроритмической организации музыки, учит анализировать и грамотно оформлять нотный текст, не только развивает метроритмический слух, артикуляцию и координацию движений учащихся, но и является основой для сочинения различных музыкальных построений.
Шаг за шагом дети постигают смысл вокальной группировки нот, учатся выразительно читать и воплощать в музыкальные звуки ритмически организованные слова, фразы, предложения, т. е. начинают «разговаривать» на музыкальном языке. Освоение представленных в различных метроритмических вариантах текстов народных и авторских стихов развивает творческое воображение ребят, способность фантазировать. Особое место в сборнике занимает глава, посвященная сравнению песен, изложенных в вокальной группировке с их инструментальным вариантом.
Программа «Ладушки»
В настоящее время «Ладушки» являются единственной и уникальной, детально разработанной программой, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду, отличающейся светлым, радостным, игровым подходом к проблеме «ребенок и музыка». Первые сборники программы были составлены петербургскими авторами Новоскольцевой и Каплуновой еще в 1998 году. Программа ориентирована на все возрастные категории детей, начиная с раннего возраста, заканчивая подготовительной группой.
Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности. Главная задача программы- введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Основные методические принципы:
– подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
– заложить основы гармоничного развития (музыкальный слух, внимание, чувство ритма и красоты мелодии, движение и индивидуальных музыкальных способностей);
– приобщить к русской народно-традиционной мировой музыкальной культуре;
– подготовить к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями;
– развить коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни);
– познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.
Серия «Ладушки» состоит более чем из 35 сборников. Ритмическому воспитанию посвящен сборник «Этот удивительный ритм». Он представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма у детей от 3 до 7 лет. В книге предлагаются разработанные авторами увлекательные и веселые ритмические игры с музыкальными инструментами, палочками, ладошками. Забавные детские стихи ритмически обыгрываются и легко запоминаются детьми. Это дает возможность очень выразительно и эмоционально их читать, и, как результат, подводит детей к театрализованной деятельности.
Разнообразные упражнения помогают детям эмоционально петь, ритмично и непринужденно двигаться, легко и свободно играть на музыкальных инструментах. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе: 1 ступень - младшая группа, 2 ступень - средняя группа, 3 ступень - старшая группа, 4 ступень - подготовительная группа. К пособию прилагаются карточки-таблицы для проведения наглядных игр.
Благодаря обширному методическому материалу, музыкальный руководитель, основываясь на примерной образовательной программе, используемой в конкретном ДОУ, вправе сам выбирать те программные и парциальные сборники, которые, на его взгляд, отвечают всем требованиям и принципам работы в системе дошкольного музыкального воспитания.
В нашей программе по выявлению музыкально-ритмическим навыков, мы используем опыт и разработки прошлых и современных авторов. О принципах нашей музыкально-ритмической программы воспитания детей старшего дошкольного возраста можно узнать в третьей главе данной работы. Ниже будут приведены методические примеры и рекомендации, касающиеся предлагаемой нами «Программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».