Салихова Эльвира
Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольное учреждение должно обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. В последнее время возросла актуальность поиска инновационных и более эффективных форм привития здорового образа жизни дошкольникам и их родителям. В качестве инноваций рассматривается любое новшество в области физического воспитания детей дошкольного возраста, так как это коррекция общего психического и физического развития. Тема нашего выступления «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста» Метод – путь к чему- либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения. Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией.
Публикация «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Арттерапия - это буквально оздоровление искусством. Оздоравливает любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. В настоящее время арттераия в широком понимании включает в себя: -изотерапию ( лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративноприкладным искусством и др.) -музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки). -сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией). Один из видов арттерапии является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем новые персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоятельно сказки. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
В работе с детьми применяем метод игротерапии - игры, которые помогают не болеть. На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. включаем игры такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки). Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии используем световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочную терапию применяем в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, изотерапия. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление, рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Для работы с детьми предоставляем порисовать ладошками, используем нетрадиционную технику рисования, предоставляя ребё нку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои, пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки. Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности. Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Для этого был оформлен музыкальный уголок с музыкальными инструментами, баночками с различными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Метод музыкотерапии можно применять в организованной образовательной деятельности «Художественное творчество», во время релаксаций на снятие усталости, напряжения «Руки любви», после двигательной деятельности детей лёжа на спине. Обращаем внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.
Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект. Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми. Так в нашем детском саду появился “Сухой дождь”. “Сухой дождь” – шатёр из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным, “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому, наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.
Ароматерапия – лечение ароматами, процесс вдыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей. Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла растворяем в горячей воде и опрыскиваем помещение. Методы ароматерапии безопасны. В период подъема заболеваемости респираторными инфекциями применяем масло шалфея, эвкалипта, пихтового масла. В практике применяем различные другие нетрадиционные методы оздоровления детей. Для развития тактильных ощущений создана соответствующая среда и в группе: мячи, плоды каштана, шишек, ореха. Ходьба по массажному коврику, дорожке из применяется для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком, в носках. Игровые тактильные пособия способствует развитию различных мелкой моторики пальцев рук, развитию речи, моторнозрительной координации (тактильные дощечки) Одним из самых интересных занятий для детей является работа с мягким конструктором. Мягкий конструктор состоит из мягких модулей (можно разнообразить поролоновыми губками разного цвета, размера) : различной формы, размера и качества. С помощью мягкого конструктора дети строят дома, гаражи, мебель для кукол и т. д. Мягкий конструктор развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает воображение, фантазию. В целях повышения эффективности оздоровительной работы с детьми в рамках инновационной деятельности внедрили “Динамический час”. Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Структура состоит из 2 частей: 1 часть оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. 2. часть оздоровительноразвивающая тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. В работе с детьми используем современные оздоровительные технологии и методики : разные виды дыхательной гимнастики (А. Стрельниковой, игрового массажа (А. Уманской и К. Динейко, пальчиковую гимнастику, оздоровительные минутки. Используем также виброгимнастику академика А. А. Микулина.
Виброгимнастика относится к физкультурной терапии. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно очень остро переживают подобные ограничения. Кроме того виброгимнастику можно использовать в качестве физкультминутки во время и после напряженной умственной деятельности. Перед организованной образовательной деятельностью можно включить упражнения на единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом», тем самым желаем здоровья друг другу передача по кругу “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг к другу. Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Все современные направления оздоровления направлены на оздоровление детей, на снижение простудных заболеваний, на увеличение посещаемости детей в группе. Десять золотых правил здоровьесбережения :
- Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма
!• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добра!
• Метод обучения специфические общепедагогические Рассказ
Дидактический рассказ Дискуссия Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация Видеометод Упражнения Наглядность Практический метод Познавательная игра Методы программированного обучения Ситуационный метод
Игровой метод СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Педагогические здоровьесберегающие Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
- Стретчинг
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая. - Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые :игротренинги, игро
- терапия - Коммуникативные игры
- Серия занятий «Уроки здоровья»
- Точечный самомассаж
- Технологии музыкального воздействия
- Арт-терапия
- Сказкотерапия
- Технологии воздействия цветом
- Психогимнастика
- Фонетическая ритмика