Лучший педагог года

«Современные подходы к развитию словаря младших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (1 часть)

Тамара Решилова
«Современные подходы к развитию словаря младших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

«Сначала СВАРИ слово, а потом вытащи изо рта»

Татарская пословица.

Научить маленького воспитанника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от воспитателя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации, корректировке.

Публикация «„Современные подходы к развитию словаря младших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья“ (1 часть)» размещена в разделах

Вероятно, вы уже обратили внимание на выделенное слово в пословице, использованной в качестве эпиграфа к этому докладу.

Проблема речевого «сваривания» - серьёзная, «вечная» проблема каждого воспитателя.

Стараться, чтобы язык ребёнка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, чувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам.

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия, мат.

Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького воспитанника слушать, говорить, сочинять и писать.

Как ребёнку успешно развивать свой словарь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов?

Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове.

Сплошные вопросы, ответом на которые, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, воспитатели, могли бы предложить своим воспитанникам.

Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи.

Развитие словарного запаса воспитанников является одним из главных направлений работы в начальных классах.

Задачи обучения воспитанников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление воспитанника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Она упала до самой низкой черты. Становится всё более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной.

Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой коммуникативной компетенции. Это находит отражение в учебно – воспитательной работе с воспитанниками школы – интерната с выраженным недоразвитием интеллекта. Поэтому зная основы управления воспитательным процессом, осуществляю педагогическую деятельность на основе дифференцированного подхода к воспитанникам.

В соответствии с содержанием проводимых занятий воспитанники получают представление о культуре речевого поведения, о видах речи и её значении в жизни человека; овладевают умениями построения связного текста в различных стилях. У них развивается чувство уместности высказывания, формулируются навыки речевого этикета.

Большинство проведённых мною занятий - тренингов посвящены основам этики общения. Их темы: «Вежливое обращение», «Доброе слово, что ясный день» .

Их педагогическая задача – воспитать уважение, доброжелательность по отношению к людям. Здесь уместны слова К. Ушинского, о том, что добрая привычка – это нравственный капитал, который растёт беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь. С целью обогащения словарного запаса применялась хоровая речевая разминка, дети познакомились со значением слов : вежливость, вежливое общение, вежливое поведение, здравствуйте, спасибо, благодарю, благословлять. Было дано начальное представление о толковых словарях на примере слова «вежливость».

Занятия – тренинги на темы: «Мы едем в театр»,

«Правила поведения в гостях», «Праздник “Азбука вежливости”» посвящены этикету. В ходе этих занятий происходила активизация словарного запаса : этикет, антракт, вовремя, аплодисменты. Также применялась новая хоровая речевая разминка.

Воспитанники знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте; узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у воспитанника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми в культуре речи.

Занятие – тренинг, проводимое на тему: «Ты и твои друзья. Учимся уступать и договариваться», посиделки «Из бабушкиного сундучка» включают в себя ознакомление воспитанников с нормами этики в соотношениях с окружающими – в семье, с соседями, со сверстниками. У детей укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека; воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства. Дети познакомились со значением слов : уступать, договариваться, аршин, ширинка, косынки, плат, убрус.

Проведё нное занятие- тренинг на тему: «Что такое школьная дисциплина?», игра «Кто что сделал?» посвящено этике отношений в школьном коллективе. Дети с моей помощью анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки, речевой этикет на уроке, на переменах. Также происходит пополнение словарного запаса : дисциплина, осуждает, порицает, жесты, мимика.

Анализируя возникшие конфликты, я учу ребят находить пути выхода из них, а также их предотвращения в дальнейшем. Воспитанники с моей помощью пытаются разобраться, как можно было избежать нежелательной ситуации и что сделать, чтобы конфликтующие стороны примирились и никто не ушёл домой обиженным. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от уместного употребления вежливого словарного запаса.

Занятия проходят в увлекательной форме: тренинги, практикумы, праздники, игры, путешествия, посиделки, экскурсии, сюжетно – ролевые игры. Они эмоциональны, методически разнообразны. Дети играют, поют, ставят маленькие театральные сценки в сюжетно – ролевых играх «Пограничники», «Поликлиника», заучивают различные рекламы ( например: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», небольшие стихи, загадки, пословицы, речевые разминки. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребёнка в мир добрых отношений и добрых дел.

При проведении занятий на различные темы особое внимание много уделяется правильности речи. С учё том этого в формирование культуры речи включаю работу над:

1) Ударением и произношением

2) Значением слов и выражением

3) Словосочетанием и предложением

Эти же этапы работы стараюсь отрабатывать во время проведения внеклассного чтения текстов, взятых из лучших произведений классической, художественной литературы. Любимыми писателями являются Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский. По тематике устного народного творчества было проведено занятие – тренинг на тему:

«Разучивание колядок, потешек, поговорок, стихов, песен о Масленице» .

Тексты не только доступны и близки жизненному опыту воспитанников, но и оказывают определённое воздействие на душу ребё нка: заставляют его улыбнуться, погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни.

Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей, повышает их интерес, приобщает к литературному языку, обогащает память. Было проведено занятие – тренинг на тему: «Люби книгу». В копилку словарного запаса вошли слова : папирус, береста, пергамент, книжка – малышка.

При проведении целевых прогулок и экскурсий стараюсь обогащать лексику воспитанников словами, которые можно было бы отнести к разным временам года. Во время самоподготовки на тему прогулки или экскурсии записываю на доске разные слова. Затем с моей помощью дети выбирают нужные слова, определяют настроение, которое возникало у них во время прогулки или экскурсии, и сопоставляют его с настроением, которое возникало у них при чтении того или другого выбранного слова. И опять с моей помощью составляем устно рассказ о времени года, пользуясь опорными словами. Была проведена целевая экскурсия на тему: «Экологическая тропа осенней экскурсии». В копилку словарного запаса вошли слова : экология, листопад, испаряет, почва, осанка, каркас.

У детей богатая фантазия, поэтому в свободное от уроков время я предлагаю им представить, что класс – это уже не класс, а луг с бабочками и цветами; поле, устланное ароматными травами; лес с деревьями и кустарниками, зверьём; улица с мчащимися машинами и пешеходами самых разных возрастов. Каждый из детей должен нарисовать рисунок и определить настроение, для этого используя весь свой словарный запас. Это является проверкой творческого воображения и умения находить нужные слова к отдельно взятому эпизоду из жизни. При этом обеспечиваю активность и самостоятельность, вызывая интерес к получению знаний.

Таким образом, вся тематика занятий и заданий ориентирована на обогащение социально – нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения. Почти все занятия – много целевые. Следовательно, можно неоднократно возвращаться к ним, помогая детям усвоить новые слова и закрепить ранее изученные.

Существенное значение на проводимых занятиях кружка по труду и рисованию имело обогащение словарного запаса воспитанников – это знакомство с новым словом, усвоение значения слова.

Во время занятий кружка обогащение словаря воспитанников происходило в тесной связи с развитием, обогащением представлений, ознакомлением с окружающим миром (лён, волокна, ткань, полотно, нитки, цветная капуста, баклажаны, черноплодная рябина и т. д.)

При подготовке к проведению занятий по учебно – воспитательному плану пользуюсь ж. «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», дополнительной методической литературой по проведению праздников, игр во внеурочное время, использую дидактический материал, разнообразную наглядность для активизации словарного запаса воспитанников школы – интерната. Стараюсь к каждой теме занятий подобрать коррекционно – развивающие игры и упражнения, осуществляя индивидуальный и личностный подход.

Публикации по теме:

Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка 1. ОСНОВНОЙ ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ГЛАВНОЕ ИНТОНАЦИОННО-ЗВУКОВОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ Цели работы: расширить знания детей.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Современные подходы к развитию словаря младших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (1 часть)
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 18:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Современные подходы к развитию словаря младших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (1 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Решилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД