Ольга Куделя
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
(обобщение опыта работы)
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. При применении разнообразных образовательных технологий должен соблюдаться главный принцип: «Педагог в общении с детьми не рядом, не над ними, а вместе!», цель – содействовать становлению ребенка, как личности. В своей работе для достижения положительных результатов в развитии воспитанников музыкальный руководитель применяет следующие современные образовательные технологии:
Публикация «Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
Личностно-ориентированные
Цель применения: Организация воспитательно-образовательного процесса на основе учета особенностей индивидуального развития ребенка
Результаты:
- организована предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей в музыкальной деятельности;
- стабильная динамика повышения качества музыкального образования и личностных достижений воспитанников составляет 18%;
- улучшился психологический климат;
- развиты коммуникативные навыки, самостоятельность, уверенность в собственных силах, ощущение собственной значимости в группе сверстников;
- процесс познания социальной действительности находит своё отражение в разнообразной детской творческой деятельности, стимулирует детскую активность, вызывает эмоции, чувства.
Игровые технологии
Цель применения: Способствовать развитию личности ребенка, самостоятельности, формированию познавательной активности, социализации в системе ближайшего окружения
Результаты:
- повысилась социальная активность воспитанников;
-дети научились сознательно принимать игровую задачу, планировать свои действия, выполнять игровые действия по правилам, справедливо оценивать свое исполнение и музыкально-игровое творчество сверстников;
- разработана картотека музыкально-дидактических, сюжетно-ролевых, народных и подвижных игр для каждой возрастной группы;
- разработаны авторские варианты игр других авторов с включением в них задач творческого развития или определенных дидактических компонентом с учетом индивидуального подхода к воспитанникам;
- составлены авторские партитуры для детского оркестра с учетом конкретных индивидуальных особенностей и потребностей каждого участвующего ребенка;
- пополнены атрибутами, музыкальными инструментами зоны игровой активности в группах;
- повысился темп работы на занятиях у 60% воспитанников
Проектные технологии
Цель применения: Предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции из различных предметных областей.
Результаты:
- способствовало развитию творческих способностей;
- обогатились знания дошкольников;
- созданы электронные презентации: русские композиторы «М. Глинка», «П. Чайковский», «С. Рахманинов» и др., зарубежные композиторы «В. А. Моцарт», «Э. Григ», композиторы современности «В. Шаинский»; презентации по временам года - «Волшебница осень», «Рождество», «Масленица»; «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А. С. Пушкин»; патриотической тематики - «Мой город – Тамбов», «Государственный флаг, герб и флаг – символы России»
- реализованы проекты: «Волшебный мир звуков», «Я знаю, кто написал эту музыку», «Сказка в музыке», «В стране музыкальных инструментов», «Госпожа честная Масленица», «Люби и знай свой край родной», «Нас песня к Победе вела», «#Сидим дома»
Информационно-коммуникативные технологии
Цель применения: Расширение возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой ДОУ.
Результаты:
- на 25% повысилась эффективность и результативность процесса обучения;
- выросла познавательная активность у старших дошкольников;
-созданы картотеки: «Музыкальные физкультминутки», «Музыкальная релаксация дошкольников»;
-в мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций по всем видам и разделам музыкальной деятельности, видеоматериала по формированию представлений детей об окружающем мире, по дорожной и пожарной безопасности;
- информационно-коммуникационные сети (личный сайт музыкального руководителя, сайт ДОУ, сеть «ВКонтакте») стали главным инструментом дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей;
- в результате работы в дистанционном взаимодействии активность родителей и их законных представителей повысилась на 23%, что позволило легче и качественнее начать работу после окончания периода самоизоляции.
Здоровьесберегающие технологии
Цель применения: Укрепление психического и физического здоровья, эмоциональной сферы, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Результаты:
- систематическое использование на музыкальных занятиях речевых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастик, валеологических песен-распевок позволило укрепить дыхательную систему, голосовой аппарат, улучшить показатели речевого развития;
- повысились адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивость к заболеваниям);
- улучшились двигательные навыки и качества (пластичность, координация, ориентирование в пространстве);
- использование музыкотерапии способствовало общему физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Технология «Мнемотехника»
Цель применения: Развитие ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения.
Результаты:
- повысился уровень умственного развития детей;
- упростился процесс запоминания;
- использование мнемотаблиц в различных видах музыкальной деятельности помогло значительно повысить внимание детей, развить ассоциативное мышление и воображение, упорядочить и систематизировать музыкально-образовательную информацию;
- составлены авторские мнемотаблицы для разучивания песенного материала, танцев, хороводов, оркестровых партитур;
- пополнена картотека зоны игровой музыкальной активности в группах;
Для оценки результатов использования технологий в педагогической деятельности разработала карту мониторинга развития музыкальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволяющую отслеживать динамику индивидуального развития воспитанников, анализировать отдельные показатели. По данным мониторинга развития музыкальных творческих способностей воспитанников отмечено приращение количества детей, у которых показатели музыкального творчества проявляются на высоком и близком к нему уровню.