Ольга Акрамова
Логопедический проект «Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико-ориентированный, познавательно-речевой.
Проект имеет практическую значимость, может быть использован в работе учителями-логопедами и воспитателями как логопедических, так и общеобразовательных групп.
Цель: обучение грамоте старших дошкольников с ОНР путем применения современных образовательных технологий.
Публикация «Логопедический проект „Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать эффективному и качественному обучению дошкольников грамоте, используя современные образовательные технологии.
2. Способствовать развитию психических процессов (речи, мышлению, памяти, внимания, воображению, восприятию и т. д., необходимых для обучения дошкольников грамоте.
3. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков у детей, используя современные образовательные технологии в различных видах деятельности детей.
4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок у детей к обучению грамоте, к профилактике нарушений чтения и письма.
Участники проекта :
1. Учитель – логопед.
2. Воспитатели логопедической группы.
3. Воспитанники логопедической группы с ОНР III уровня (проект рассчитан на два года, поэтому в первый год - старшая группа : 5 – 6 лет, во второй год – подготовительная к школе группа: 6 – 7 лет).
4. Родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в обучении чтению и письму, но и в усвоении русского языка в целом.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах : содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят АМО - активные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование познавательного развития ребенка.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – изучить и апробировать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• технология логопедического обследования;
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии, способствующие активному обучению;
• информационно-коммуникационные технологии;
• игровые технологии.
Работая по выбранной проблеме, я руководствовалась следующей идеей: систематическое применение современных образовательных технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР значительно повышает качество обучения грамоте.
Срок реализации: долгосрочный проект (сентябрь 2018г – май 2020г,
проект текущий, незавершенный.
Прогнозируемый результат проекта :
1. Дети знакомы с акустическим и графическим образом букв, умеют читать и печатать слова и предложения в тетради.
2. Дети дифференцируют понятия «звук – буква», владеют навыками фонематического анализа и синтеза слов.
3. Родители компетентны в вопросе создания предпосылок к обучению грамоте, профилактике нарушения чтения и письма.
4. Налажен эмоциональный контакт педагогов и родителей с детьми через совместную творческую деятельность.
План реализации проекта :
№ этап сроки
I Подготовительный сентябрь – октябрь 2018г
II Практический ноябрь 2018г - март 2020г
III Заключительный апрель - май 2020г*
* Некоторые из запланированных на апрель мероприятий проводятся через группу родителей в ватсапе (о них подробнее в описании третьего этапа проекта). Вопрос о проведении итогового занятия в текущих условиях остается открытым.
I этап: Подготовительный (сентябрь – октябрь 2018г).
Задачи I этапа:
1. Выявление проблемы. Определение цели, задач проекта.
2. Составление плана основного этапа. Определение системы мероприятий по реализации проекта.
3. Подбор и изучение методической литературы и интернет - ресурсов по теме проекта; изучение современных образовательных технологий, применяемых в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР.
4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме – анкетирование по теме: «Обучение грамоте дошкольников».
5. Выявление общего уровня детей, имеющих проблемы в речевом развитии.
6. Привлечение родителей к взаимодействию с детским садом, к активному участию в коррекционно-развивающем процессе
Содержание работы на I этапе:
1. Начало работы над темой самообразования «Современные образовательные технологии в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР»
2. Консультация для воспитателей (с изготовлением памятки) «Принципы построения ООД по образовательной обрасти «Речевое развитие».
3. Анкетирование родителей по теме: «Роль семьи в подготовке дошкольников к обучению грамоте».
4. Консультация для родителей «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»
5. Демонстрация родителям видеофрагментов с целью показать образцы работы с детьми.
6. Проведение диагностического обследование по теме проекта. Выявление уровня сформированности у детей предпосылок к овладению грамотой.
По результатам диагностики выявлено:
предпосылки к обучению грамоте (воспроизведение вслед за педагогом слогов с оппозиционными согласными звуками, дифференциация звуков, смешиваемых в произношении; определение начального ударного гласного звука в слове)
• сформированы – 0% воспитанников;
• частично сформированы – 0% воспитанников;
• в стадии формирования – 17% воспитанников;
• не сформированы – 83% воспитанников.
После подведения результатов мониторинговых исследований развития воспитанников был составлен план коррекционно-развивающей работы в рамках реализации проекта.
Применяемые на I этапе образовательные технологии и методики :
1. Технология логопедического обследования
2. Игровые технологии
3. ИКТ
II этап: Практический (ноябрь 2018г - март 2020г)
Задачи II этапа:
1. Работа с родителями: повысить уровень знаний родителей по вопросам предпосылок обучения детей грамоте, профилактики нарушений чтения и письма. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.
2. Работа с педагогами: разработать систему взаимосвязи логопеда и воспитателя в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР.
3. Работа с детьми: знакомство детей с буквами русского алфавита, развитие интереса к овладению грамотой. Формирование и развитие навыка чтения слогов, слов, предложений.
4. Самообразование : изготовление картотеки заданий и игр по применению современных образовательных технологий в обучении грамоте старших дошкольников с ОНР.
Содержание работы на II этапе:
1. Логопедические занятия с использованием современных образовательных технологий (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные). Виды деятельности на занятиях:
- алфавитные физкультминутки;
- коммуникативные игры «Изобрази букву», «Угадай букву» (в парах пишут буквы на ладошке, на спине);
- игры с буквами «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву»;
- настольно-печатные игры «Ребусы», «Прочитай по первым буквам», «Найди и прочитай», «Картинки, слова, схемы», «Играем со звуками», «Зашифрованные слова»
Продуктивная деятельность:
- рисование букв (слов) палочкой на снегу, песке, мелом на асфальте;
- лепка из пластилина;
- выкладывание букв из природного материала; изготовление букв дома совместно с семьёй.
2. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения звуков и букв.
3. Участие в дистанционных конкурсах по теме проекта.
4. Публикации по теме проекта :
• публикация конспекта индивидуально-подгруппового занятия в сборнике «Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» - в занятие включены задания на формирование предпосылок к обучению грамоте с применением современных образовательных технологий;
• публикация конспекта на сайте образовательного портала «Детство-ПРЕСС».
5. Просвещение родителей в вопросах обучения детей основам грамоты :
- индивидуальные консультации;
- информация на стендах «Игры со звуками и буквами», «Как разгадывать ребусы», «Готовимся к школе»; «Гласные звуки и буквы», «Писать буквы весело»,
- буклет для родителей «Играем - фонематический слух развиваем».
6. Выступление на семинаре-практикуме для педагогов МАДОУ № 26 на тему «РР детей с использованием биоэнергопластики и аквагимнастики» (видеопрезентация из опыта работы)
7. Выступление на МК для родителей воспитанников всех групп МАДОУ №26 на тему «РР детей с использованием биоэнергопластики и аквагимнастики» (видеопрезентация из опыта работы)
8. Выступление на РГМО старших воспитателей на тему «Аквагимнастика как одна из новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».
9. Включение воспитателями заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.
10. Конкурс «Сделай букву сам» с активным участием родителей.
Применяемые на II этапе образовательные технологии и методики :
1. Здоровьесберегающие технологии :
• Зрительная гимнастика.
• Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.
• Гимнастика для пальчиков.
• Фонетическая ритмика.
• Биоэнергопластика.
• Аквагимнастика.
2. Технологии, способствующие активному обучению :
• Технология проблемного обучения.
• Технология концентрированного обучения.
• Технология дифференцированного обучения.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4. Игровые технологии
Подробнее методы применения данных образовательных технологий в обучении грамоте дошкольников с ОНР описаны в приложении.
III этап: Заключительный (апрель - май 2020г)
Задачи III этапа:
1. Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, соотношение целей и результатов проекта. Подведение итогов эффективности воздействия современных образовательных технологий.
2. Презентация опыта реализации проекта «Современные образовательные технологии в обучении грамоте детей с ОНР» на педагогическом совете ДОУ при обобщении ППО, публикация в СМИ.
3. Развитие творческих способностей детей, укрепление положительного эмоционального контакта родителей с детьми через совместную деятельность.
Содержание работы на III этапе:
1. Проведение заключительного диагностического обследования по теме проекта.
Итоговая диагностика запланирована на май 2020г, на данный момент подведены промежуточные результаты, которые уже позволяют отметить рост показателей по обучению грамоте у воспитанников :
в начале проекта было 83% детей с несформированными навыками – на данном этапе остался только один ребенок (4%);
в стадии формирования навыки были у 17% - теперь доля этих детей снизилась до 4%, потому что у них произошел качественный рост;
в начале проекта не было детей с частично и полностью сформированными навыками – на данном этапе эти дети составляют 42% и 50% соответственно. Причем стоит отметить, что 50% практически не допускают ошибок в заданиях на обучение грамоте, а дети с частично сформированными навыками фактически допускают небольшое количество ошибок. То есть к концу учебного года прогнозирую дальнейший качественный рост показателей.
2. Проведение итогового открытого занятия с приглашением родителей воспитанников.
Итоговое занятие с приглашением администрации и родителей воспитанников запланировано на апрель – май 2020г. Конспект занятия в приложении.
3. Викторина для воспитанников «В стране звуков».
4. Создание логопедом методических пособий «Кинезиология и биоэнергопластика».
5. Совместная творческая деятельность детей и родителей, изготовление книжки-малышки «В стране звуков и букв» с последующим оформлением выставки.
В условиях самоизоляции в группе в ватсапе воспитанникам группы и их родителям мною было предложено выполнение творческого задания – изготовление книжки-малышки на любую из изученных букв русского алфавита. В задании я преследовала основную цель: обобщение детьми всех знаний, полученных ими на занятиях по обучению грамоте.
Дети и родители с удовольствием откликнулись на предложенное задание и прислали фото и видео получившихся книжек-малышек. (Образцы видео приложены в файле к проекту).
Применяемые на III этапе образовательные технологии и методики :
1. Технология логопедического обследования
2. Игровые технологии
3. ИКТ
Заключение.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют его успешное обучение в школе.
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно–логопедической работы.