Елена Лузина
Современные образовательные технологии как эффективное средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные образовательные технологии как эффективное средство развития речи дошкольников (старший воспитатель первой квалификационной категории Е. М. Лузина).
Слайд 1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17)
Публикация «Современные образовательные технологии как эффективное средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
Тема: «Современные образовательные технологии как эффективное средство развития речи дошкольников» (старший воспитатель Лузина Е. М.).
Слайд 2.
Актуальность темы.
Актуальность темы определяется тем, что речевое развитие является одним из главных компонентов готовности детей к школьному обучению.
Слайд 3.
Своё выступление хочу начать с вопроса «Кто является основоположником методики первоначального обучения детей родному языку?». По утверждению К. Д. Ушинского «Язык, не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба. Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника». Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) заложил основы для становления методики, доказал необходимость обучения родному языку задолго до школы.
Слайд 4.
Непосредственной ученицей и последовательницей К. Д. Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) – известная в те годы детская писательница и педагог. Вслед за своим учителем Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Елизавета Николаевна разработала программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора. Она писала, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания народной речи».
Слайд 5.
Идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в работах талантливого педагога Елизавета Ивановна Тихеева (1867—1943, которая писала «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду». Е. И. Тихеева принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.). Важную роль в организацию обучения родному языку в детском саду сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника».
Слайд 6.
Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н. К., Флерина Е. А. Среди современных авторов можно отметить: Гербову В. В., Максакова А. И., Ушакову О. С., Струнину Е. М., Арушанову А. Г., Нищеву Н. В. и др.
Слайд 7.
Что такое речь? Определение понятия «речь».
В толковом словаре Ожегова С. И. дается следующее определение понятия «речь» : «Речь - 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка. 3. Звучащий звук. 4. Разговор, беседа. 5. Публичное выступление» [13, с. 678].
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве и является одним из показателей развития ребенка.
Слайд 8.
Что такое развитие речи дошкольников? Определение понятия «развитие речи».
В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М. Р. дает понятие «развитие речи обучающихся». «Развитие речи - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого» [11, с. 190].
Развитие речи дошкольников можно определить и так: речевое развитие - процесс овладения ребенком родным языком.
Слайд 9.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область.
Слайд10.
Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
Речевое развитие включает :
1) владение речью как средством общения и культуры;
2) обогащение активного словаря;
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4) развитие речевого творчества;
5) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
6) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
7) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Определяющим моментом в успешном решении задач речевого развития дошкольников является правильный выбор педагогических технологий.
Слайд 11.
Что такое «педагогическая технология»? Определение понятия «педагогическая технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Слайд 12.
Определение понятия «инновационная технология». Что такое «инновационная технология»?
Инновация - означает нововведение, новшество.
Инновационные технологии - это новые способы, методы, приемы обучения, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Предметом современных технологий развития речи дошкольников является процесс обучения детей языку и его практическому использованию.
Слайд 13.
Причины появления инноваций в дошкольном образовании :
• научные исследования и их результаты;
• социокультурная среда (потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах);
• творческая вариативность педагогов;
• заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
Слайд 14.
Инновационная деятельность педагога напрямую зависит от уровня личностной готовности педагога к такой деятельности, а именно совокупности качеств, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
- личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Слайд 15.
Факторы, определяющие выбор педагогической технологии :
• Учет цели и задач обучения;
• Ориентир на степень и уровень сложности учебного материала, его развивающие и обучающие возможности;
• Определение возраста, уровня развития обучающихся, их умственных и интеллектуальных возможностей, потребностей в знания;
• Учет педагогического профессионализма и мастерства педагога;
• Наличие необходимых методических и дидактических средств, оборудования, временной лимит.
Слайд 16.
Существует много различных технологий. К числу современных образовательных технологий речевого развития дошкольников относятся :
• Технология Квест-игра;
• Технология «Су-Джок» - терапия;
• Технология Карты Проппа;
• Технология Рисунки - пиктограммы.
Слайд 17.
Вывод.
Таким образом, современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Слайд 18.
Заключение.
В заключение хочется процитировать слова Василия Александровича Сухомлинского: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Список литературы:
1. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии : учебно-методическое пособие [Текст] / В. М. Акименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 105с
2. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В. М. Акименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 109с
3. Баннов, А. М. Учимся думать вместе [Текст] / А. М. Баннов. – М. : Интуит. ру, 2007. – 136с
4. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. :Мозаика-Синтез, 2010. – 112с
5. Гин, А. А. Приемы педагогической техники [Текст] / А. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2003. – 122с
6. Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н. Д Душка // Логопед. – 2005. – С. 34 – 39.
7. Терентьева, Н. П. Синквейн по «Котловану» / Н. П. Терентьева // Первое сентября. – 2006. – С27 – 31
8. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с
9. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л. С. Киселева. – М. : Арти, 2005. – 96с
10. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 192с
11. Сапожникова, О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников [Текст] / О. Б. Сапожникова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64с
12. Фадеева, Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты для детей [Текст] / Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 69с
13. Фадеева, Ю. А., Пичугина, Г. А. Творим и говорим [Текст] / Ю. А. Фадеева, Г. А. Пичугина. – М. : ТЦ «Сфера», 2012. – 64с.
14. Л. В. Филиппова Сказка как источник творчества детей. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 288с.
15. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
16. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
17. Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47
18. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Подготовительная группа детского сада / О. И. Крупенчук. - М. : Литера, 2015. - 64 c.