Светлана Абакумова
Современные фитнес-технологии в развитии спортивных способностей детей
Основополагающим принципом МБ ДОУ №44 «Калинка» является целенаправленное использование, в процессе физического воспитания дошкольников, известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он потеряет половину своей цели» Жан Далькроз. 1. Актуальность: Формирование двигательной культуры, развитие спортивных способностей детей». Цель: Развитие спортивных способностей детей посредством современных фитнес – технологий. Задачи: 1. .Охрана и укрепление здоровья детей посредством фитнес – технологии. Развивать физические способности детей посредством ритмической гимнастики, элементов современного танца, фитбол – гимнастики, художественной гимнастики, акробатики. 2. Обучать и совершенствовать основные виды движений. 3. Учить выполнять силовые и координационные виды движений. 4. Развивать двигательную сферу детей и физические качества: гибкость, пластичность движений, силу, выносливость. 5. Способствовать формированию правильной осанки, выразительности движений. Профилактика развития плоскостопия. 6. Повышать физическую работоспособность, эмоциональный настрой. 7. Совершенствовать чувство ритма, музыкальность. 8. Воспитывать стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой. Средства двигательного воздействия: Упражнения различных видов гимнастики: основной, спортивной, художественной, акробатики; фитбол – гимнастики, ритмической гимнастики с предметами (мячом, обручем, лентой, степ – аэробики, фитбол – гимнастики, черлидинга, (вид двигательной активности, сочетающий в себе танцы, спортивную гимнастику, аэробику, стретчинга, элементов хореографии, современной аэробики, современных танцев, музыкального сопровождения, упражений с предметами и снарядами (с мячом, фитболом, скакалкой, обручем, на скамейке, спортивной лестнице) Еще в античном мире – танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, силы, выносливости. «Ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений…»,- писал Князь С. М. Волконский. Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Музыкальное сопровождение благотворно влияет на эмоциональный настрой детей. Подготовка спортсменов во многих видах спорта немыслима без музыкально – ритмического воспитания. Использование игровых технологий в физкультурно-оздоровительной работе позволяет мне осуществлять эмоциональную поддержку, развивать креативность, создавать положительную атмосферу сотрудничества со взрослым. Внедрение в традиционную программу технологий позволяют повысить интерес к физической культуре и спорту, повысить работоспособность и улучшить качество физического развития. Спортивный досуг в 1 и 2-й младших группах «В гости к колобку». (Проводят дети старших гр.) Цель: Учить обыгрывать сказку с героями, используя приобретенные навыки движений. Развивать двигательные способности детей, творческое мышление и воображение. Задачи: 1. Упражнять в равновесии при ходьбе по доске с перешагиванием через кубики. 2. Упражнять в умении прыгать в высоту на месте; бросании мяча вдаль двумя руками из-за головы. 3. Закрепить умение прокатывать мяч под дуги и подлезать под дуги. Занятие по физической культуре в средней группе: «Перелетные птицы». Цель: Совершенствовать технику движений с обручем. Задачи: 1. Учить выполнять различные манипуляции с обручем: крутить на талии, перепрыгивать, прокручивая над головой, прокатывать и ловить. 2. Добиваться легкости, точности, выразительности выполнения ритмической гимнастики. 3. Учить четко выполнять движения танца. 4. Способствовать развитию психофизических качеств: ловкости, гибкости. Самыми любимыми занятиями является Танцевально-ритмическая гимнастика. Я предлагаю образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. ( Черлидинг: «Дружба – это не работа», Флэш-моб: «Не шути с волной», «Мы маленькие звезды») Игровой стретчинг Образно-подражательные движения способствуют оптимизации развития опорно-двигательного аппарата дошкольников, развивают пластику, гибкость. («Рыбка», «Улитка»»Мост», «Самолет») Игровая фитбол-гимнастика. Творческое освоение детьми эталонов движений, в специально созданных игровых ситуациях. Укрепление всех групп мышц и суставов. («Пингвины», «Смешарики») Занятие тренировачного типа с элементами спортивного танца, силовой гимнастики и стретчинга: «Смешарики в космосе» Цель: Сформировать потребность в двигательной активности. Задачи: 1. Учить прыгать на фитболе, принимая позу полусогнувшись. 3. Упражнять в освоении составных элементов основных видов движений; уделять внимание согласованной работе всех групп мышц. 3. .Развивать силу основных мышечных групп, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок. 1) Вводная часть: Бег на носочках, подскоки, с захлестыванием, с высоким подниманием бедра, боковой галоп, прямой галоп, приставной шаг, шаг танго, присядка. 2) Комплекс фитбол- гимнастики : «Смешарики» Игрогимнастика способствует эффективному формированию умений и навыков выполнения строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений. Дети обыгрывают поведение и повадки животных; обыгрывают превращения гусеницы в бабочку и т. д. : («Морские звезды», «Светлячки», «Бабочка») Восточная гимнастика, йога: Способствует улучшению работы сердца, развитию всех групп мышц и суставов. Я провожу в конце занятия, чтобы привести в норму пульс и дыхание. (Бабочка, Березка, Змея) Технология развивающих спортивных игр. Игровая деятельность состоит из набора развивающих подвижных игр, которые при всем своем разнообразии позволяет отрабатывать и совершенствовать элементы спортивных игр : «мини-баскетбол», «мини-футбол», «мини-волейбол». В своей работе стараюсь использовать все доступные средства: мячи, веревки, резинки, обручи. Чтобы активизировать малышей, использую считалочки и стихи. («Мой веселый звонкий мяч…», «Вот однажды поутру прискакали кенгуру») Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, двигательными умениями, развивает интерес к занятиям по физическому воспитанию, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Я использую театрально-игровые приемы и сценарии на занятиях по физической культуре, используя в работе новейшие разработки. Современные технологии я использую и для решения вопросов по профилактике и коррекции плоскостопия и формирования правильной осанки в физкультурно - оздоровительной работе» Цели: Формирование интереса к различным видам двигательной деятельности у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучение проблем физического развития ребенка и приобщение к современным технологиям физического воспитания. 2. Накопление опыта и применение технологий и новаций по профилактике и коррекции плоскостопия и формирования правильной осанки». 3. Приобретение детьми ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами в двигательном режиме, формировании активной личности, закаливании. Педагогические технологии, используемые мною, направлены на профилактику и коррекцию плоскостопия, нарушение осанки, повышение сопротивляемости организма к ОРЗ и основаны на адаптированных разработках. Развитие одаренных детей. Дети объединены по интересам и физическим данным по группам- кружкам: «Светлячки», «Аэробика». На занятиях применяются такие технологии: «Танцевально-ритмическая гимнастика». «Игро-ритмика», «Креативная гимнастика», «Музыкально-подвижные игры», «Игровой стретчинг», «Йога», «Спортивные игры», «Фитбол-гимнастика», «Народные игры». Рабочая программа хореографического кружка «Светлячки»
Публикация «Современные фитнес-технологии в развитии спортивных способностей детей» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
Целью кружка «Светлячки» является обучение двигательным действиям с общеразвивающей направленностью и специальной направленностью, основанной на использованием музыкального материала. В процессе овладения этими действиями укрепляется здоровье в аэробных условиях, совершенствуются физические качества, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Направлена на: - Реализацию развития одаренных детей.
-Совершенствование навыков полученных на занятиях физической культуры;
-Реализацию принципа вариативности;
- Усилению оздоровительного эффекта.
При проведении занятий кружка «Светлячки» широко применяю специфические методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений.
К ним относятся:
1. Метод музыкальной интерпретации.
2. Метод усложнений. Исходя, из главной цели формируются задачи программы:
1. развитие основных физических качеств: пластичности, равновесия, гибкости, силы, быстроты, выносливости, координации движений;
2. формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укрепление здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
3. расширить знания детей в области ритмической гимнастики;
4. совершенствовать знания о направлениях физической культуры и спорта;
5. развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и ритмической гимнастикой.
6. Воспитание силы воли, уважительного отношения к партнерам по занятиям, доброжелательности.
7. Развитие творческого потенциала во время занятий.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности детей. Реализация программы происходит в течении учебного года. Программа рассчитана на детей 4-7 лет, реализуется за 4 года. Количество обучающихся в группе – 14 детей. Программа реализуется во 2-й половине дня, 2 раза в неделю по 20 минут. В содержание программы включены:
-Комплексы, выполняемых танцевальных упражнений на паркете. -Комплексы общеразвивающих упражнений в положении стоя, сидя, лежа.
- Комплексы упражнений с использованием ходьбы, бега, прыжков, подскоков в различном темпе, направлении движений.
- Комплексы упражнений на растягивание.
-Комплексы с предметами (мячи, обручи, гимнастические палки и др.)
- Совершенствование навыков посредством работы учащихся в парах, тройках.
-Комплексы гимнастических, танцевальных программ на темы: «Не шути с волной», «Не уходи далеко от мамы», «Замела метелица город мой», «Ледяные ладошки», «Российский флаг»…
Контроль усвоения программы проводится в игровой форме посредством включения изученного материала в праздники и развлечения ДОУ, выступления на мероприятиях поселка: «9 Мая», «День матери», «Олимпиада». Тема долгосрочного проекта: «Спортивно-хореографический группы «Светлячки». 1. Актуальность: Формировать двигательную культуру. Совершенствовать двигательные и спортивные способности одаренных детей 2. Задачи: Повысить интерес и потребность к занятиям спортивной гимнастикой. Развивать чувство ритма и музыкальность. 1. Тема проекта: «Олимпиада». 2. Актуальность: Воспитание интереса и потребности в систематических занятиях спортом. 3. Задачи: Гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата. Повышение физических возможностей организма. Вывод: Реализация проекта способствовала развитию у детей самоконтроля и самооценки при выполнении гимнастических упражнений, умению синхронно и музыкально отражать композицию. Еще с начала 80 – х годов я включаю в работу данные технологии (ведь новое – это забытое старое,- и результат поразительный. Дети очень быстро добиваются поставленных мною целей: коррекции осанки и плоскостопия, создание разнообразной базы движений, раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие двигательного воображения и творческой фантазии… Игровая форма занятий повышает интерес к физическим упражнениям, развивает творческое мышление, произвольное внимание. На основе усвоенных движений я создаю танцевальные композиции, с которыми мы успешно выступаем на различных мероприятиях. Вывод: Дети показывают отличные результаты: на всех внутри садовых и муниципальных мероприятиях представляют спортивные и танцевальные композиции. Учебно- методическое обеспечение:
1. «Занимательная физкультура в детском саду» К. К. Утробина,
2. «Игра - как праздник!», Е. И. Подольская,
3. «Необычные физкультурные занятия» Е. И. Подольская. 4.«Познавательные физкультурные занятия» Т. Б. Сидорова.,
«Сказочный театр физической культуры» Н. А. Фомина
5.«Сюжетные физкультурные занятия» М. Ю. Картушина,
6. «Физическое развитие детей 2-7 лет». «Сюжетно-ролевые занятия». Т. Б. Сидорова. ,
7. В работе используются методики : «Са-фи-дансе», «Фитбол-гимнастика» (По программе Л. А. Додоновой)
Подготовила: Абакумова Светлана Владимировна.
Руководитель по физическому воспитанию.
МБДОУ № 44 «Калинка». 2020.