Наталья Ленкова
Современная сюжетно-ролевая игра «Банк» как средство формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Современная сюжетно-ролевая игра «Банк» как средство формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Ленкова Н. Ю., воспитатель высшей кв. категории
Структурное подразделение №1
«Детский сад №152 ОАО «РЖД»
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
Оформлять кредиты,
С людьми не быть сердитым.
Темочки:
- Банк. Знакомство с банком и работниками
- Банк. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки —
Работа в банке — это не шутка!
Аннотация: в статье раскрываются аспекты использования сюжетно-ролевой игры «Банк» с целью формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, банк, элемент развивающей предметно-пространственной среды.
В контексте Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1] игра рассматривается как особая форма социализации ребенка. Личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре благодаря тому, что в процессе игровой деятельности исключается вызванное внешним контролем напряжение, дети ведут себя легко, раскованно. Игра не просто развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни. В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали дошкольника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы воспитанник уже в дошкольном возрасте знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. В настоящее время экономическое воспитание детей дошкольного возраста рассмотрено в Федеральной образовательной программе дошкольного образования [2] в области социально-коммуникативного развития (п. 18) в сфере трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Сделать экономику понятной могут помочь сюжетно-ролевые игры. Дети играют в профессии, постигая смысл работы и труда, отображают рабочую деятельность взрослых и подобным образом они изучают экономику.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование настоящей житейской ситуации: изготовление и реализация готовой продукции, осуществляется купля и продажа товаров. Если объединить реальную и учебно-игровую деятельность, то это будет очень результативно для освоения детьми дошкольного возраста трудных экономических представлений [3]. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения детьми дошкольного возраста сложных экономических представлений. [4].
Наш детский сад расположен в одном районе с одним из социальных объектов Банком «ВТБ». Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры «Банк».
Цель: формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно ролевой игры и расширение ориентировки детей в социальной жизни.
Обучающие задачи:
• Закреплять знания детей о работе Банка, профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями.
• Учить самостоятельно делать выбор, искать и принимать решения (на что тратить деньги, к какому специалисту следует обратиться, как выстроить диалог).
• Формировать представление детей о денежных знаках, банке и проводимых в нем операциях (вклады, займы, обмен валюты).
• Активизировать словарь детей : доход, расход, расчет, кредит, менеджер, оплата, валюта, платежеспособность.
• Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.
Развивающие задачи:
• Развивать самостоятельность и самоорганизацию в сюжетно – ролевой игре «Банк».
• Развивать коммуникативные умения детей в совместной игровой деятельности.
• Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, развивать диалогическую речь.
Воспитывающие задачи:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
• Воспитывать уважение к трудовой деятельности человека каждой профессии, бережно относится к ее результату.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения друг другу, уважение к труду взрослых.
Для сюжетно-ролевой игры «Банк» мной была проделана предварительная работа, а именно: беседа «Банк и что в нем хранится» (дать понятие «банк», «деньги», «акции», «драгоценные металлы»); с целью формирования представлений о профессиональных обязанностях банковских работников с воспитанниками проведена беседа: «Кто работает в банке» (название профессий сотрудников банка «Профессия кассир-оператор», «Профессия кредитный менеджер», «Профессия консультант банка»); рассматривание картинок о банке, денежных купюр; проведено занятие вне дошкольного образовательного учреждения (экскурсия в банк «ВТБ»). Дети могли наблюдать за услугами банка, но не понимали смысла этих операций, так как имеют недостаточно знаний в данной области. Работа с детьми проводится в чёткой последовательности. Дети познакомились с понятием деньги, с функцией денег, что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки», что такое карманные деньги, как планировать свои расходы, о способах заработка родителей; Просмотр презентаций «Экскурсия в банк» https://www.youtube.com/watch?v=QOSDsGBkXJY, «Сотрудники банка» и «Что такое кредит» (на примере игрушек, книг). Чтение художественной литературы: Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономика и его друзей»; проведены дидактические игры «Профессии» и «Найди сотрудника банка».
Подготовлены атрибуты для игры: муляжи банковских реквизитов; компьютер (ноутбук); планшет; папка с документами (бланки для записей, ручки, печати); касса; рация (игрушечная); бейджики; банковские карты, игровые денежные знаки; паспорта; чековые книжки; пластиковые карты; кошельки; квитанции; бланки; сберегательные книжки; костюм охранника; шейные платки сотрудников «Банка»; макет банкомата; сейф; табличек-стоек; таблички «открыто», «закрыто»; сумки; калькулятор; кредитные карточки; различные буклеты для клиентов; указатели.
Составляя перечень дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых игр экономического содержания, я учитываю возраст и индивидуальные особенности детей группы, какой для них понадобится инвентарь, заранее готовлю все необходимое. При подборе игр учитываю любимые игры детей. На мой взгляд объяснение хода игры должно быть кратким, четким, понятным, ярким и образным, всегда должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.
Полученные результаты в ходе игровой деятельности: дети познакомились с элементарными экономическими понятиями; имеют первоначальные представления об основных операциях с наличными средствами; познакомились с профессиями работников банка «ВТБ» и их функционалом на элементарном уровне; научились пользоваться банкоматом; расширение границ изображаемого в игре «Банк», через проигрывание ситуаций по определенным (тематическим) сюжетам, например «Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора», «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке», «Работа инкассатора» «Выдача денежного кредита для организации собственного дела» и др. ; овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками; придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов.
В работе с родителями: даны методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы; консультации: «Зачем дошкольникам экономика» и «Полезные привычки в быту — тоже экономика»; организованы совместные экономические игры детей и родителей, например «Путешествие в страну экономику». Родителям предлагается рассказать детям о том, какими услугами банка они пользуются (ипотечный кредит, кредит на покупку машины, мебели, оплата за коммунальные услуги и т. д.)
Постоянно занимаюсь самообразованием: углублённо изучаю нормативно-правовую и методическую литературу, что помогает мне накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями по формированию финансовой грамотности дошкольников.
Большую роль в развитии данного направления играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами по формированию финансовой грамотности дошкольников и организацией игрового пространства. В группе расставляются банковский терминал (автомат, сейф для хранения денег и валюты, от 4до 6 столов с атрибутами и стульями для клиентов и сотрудников банка. Воспитатель оговаривает с воспитанниками, где расположен вход в банк (можно отметить двумя кеглями, стульчиками, место нахождения охранника. На стол раскладываются кредитные карточки, которые затем будут раздаваться клиентам банка, квитанции на оплату коммунальных платежей, карточки для оформления кредитов ( с схематичным изображением: кредит на приобретение жилья, кредит на приобретение автомобиля и т. д.)
Участники игры: воспитатель, воспитанники старшей или подготовительной группы (до 10 детей).
Роли и ролевые действия:
Кассир (оператор) : выслушивает клиента, общается, совершает необходимую операцию: принимает деньги от клиентов, обменивает валюту на рубли, принимает переводы, производит оплату по квитанциям Администратор банка : организует работу банка, следит за соблюдением режима работы банка.
Менеджер (кредитный) : оформляет кредиты, дает консультации по получению кредитов.
Консультант: выдает талоны на совершение банковских операций, озвучивает номера стоек, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом.
Охранник: следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств Клиенты банка : получают кредит, оплачивают квитанции, производят обмен валюты, получают банковскую карточку.
Таким образом, в ходе сюжетно-ролевой игры «Банк», у детей развиваются такие умение как планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её; систематизировать и самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор; использовать устную речь, выражать свои мысли, отношение и желания.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776);
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028);
3. Лушникова, Е. В. Как мы играем в экономику [Текст] / Е. В. Лушникова // Воспитатель ДОУ ТЦ СФЕРА М., 2008. № 11. 75 с.
4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику [Текст] : учебно-методическое пособие / А. А. Смоленцева. - СПб. : «Детство – пресс», 2011. – 176 с.
5. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие. Челябинск - 2015.-111с.
6. Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов – на – Дону: Издательство Феникс, 2006.-251с.