Безумова Алёна
Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовили воспитатели
ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»
Молчаницкая Е. М.
Безумова А. С.
«Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста».
Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.
Публикация «Совместная театрально-игровая деятельность с детьми младшего возраста» размещена в разделах
Значение театрализованных игр для дошкольников
В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы, самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности.
Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду
Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач:
• Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
• развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
• формировать волевые черты характера;
• развивать и тренировать выразительность речи;
• способствовать раскрытию творческого потенциала.
Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы (поскольку мы говорим только о младшем возрасте, остановимся только на них) :
• Первая младшая группа :
способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
формировать умение слушать и понимать речь;
способствовать формированию выразительности речи;
развивать речевую и умственную активность.
• Вторая младшая группа :
воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
способствовать обогащению и выразительности речи;
развивать память, мышление, воображение, внимание;
учить правильно оценивать себя и действия окружающих.
Виды театрализованных игр в детском саду
В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:
• Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
• Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.
Игры-драматизации
В детском саду выделяют следующие виды таких игр:
• Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
• С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
• Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
• Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.
Режиссёрские игры
Среди этого вида игр принято выделять следующие:
• Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
• Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
• Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
• Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
• Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.
Особенности театрализованных игр в мл. группе
-формируется интерес к театрализованным играм и желание играть,дополняя отдельные реплики героев;
-драматизации как таковой еще нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей, меняет интонацию, включая тем самым ее элементы;
-дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенности поведения;
-происходит первичное знакомство с режиссерской театрализованной игрой;
-фигурки пальчикового театра ребенок использует совместно со взрослым.
В играх-драматизациях в младшей группе воспитатель является главным действующим лицом.
Проведение и организация театрализованных игр в ДОУ
Театрализованные игры несут в себе большой развивающий потенциал. Их проведение требует от воспитателя особой внимательности.
Соблюдение требований и методик способствует успешной организации игры.
Требования к играм
К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:
• Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
• Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
• Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
• На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.
Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков
Прежде чем приступать к игре, необходимо проводить с детьми подготовительные занятия. Для этого в педагогике разработано несколько основных методов совершенствования навыков:
• Моделирование ситуаций. Метод предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключаться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику. Например, детям предлагают представить себя то лёгкими облачками, то массивными скалами :то хитрой лисичкой, то трусливым зайчиком и т. п.
• Творческая беседа. Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?», «Сколько этажей в доме?», «Сколько комнат?» и т. д.
• Ассоциации. Метод направлен на активацию творческих способностей ребёнка путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т. п. Например, воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили («маленький человек», «лохматый», «большой», «страшный», «добрый» и т. д.).
Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.
Рекомендации к проведению
Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:
• Внимательно слушайте ответы и предложенные детьми варианты : ваша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.
• При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Если видите, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задайте ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.
• Стремитесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.
Необходимо соблюдать и временной план игры
В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:
• Первая младшая : продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.
• Вторая младшая группа : обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.
Развитие диалогической речи воспитанников ДОУ средствами режиссёрских игр
Основная задача режиссёрских игр — развитие речи. Подготовка к этому типу деятельности начинается в возрасте до 3 лет, когда дети ещё не научились совместной игре. В это время наблюдается «игра рядом», т. е. малыши находятся недалеко друг от друга, но не контактируют между собой. Игры-драматизации, а также подвижные, дидактические и другие их разновидности подводят малышей к началу коммуникации, однако именно режиссёрские игры формируют коммуникативные навыки и тренируют диалогическую речь. С появлением режиссёрской игры происходит подготовка к взаимодействию с другими детьми. Вначале ребёнок использует в качестве партнёра игрушки, куклы-картинки, рисунки и др. В процессе игры малыши выстраивают диалоги за несколько персонажей. Это помогает в дальнейшем наладить контакт с ровесниками.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Главная задача в работе по развитию диалогической речи — научить детей использовать диалог как форму общения.
В младшем дошкольном возрасте проводится предварительная работа по развитию речи средствами режиссёрских игр. В это время дети учатся подражать окружающим (взрослым, героям мультфильмов и т. д., заимствуя их реплики. Задачей воспитателя становится многократное повторение разнообразных диалогических реплик для запоминания.
Наглядные материалы для театрализованных игр в детском саду
Специфика театрализованных игр предполагает наличие разнообразных наглядных пособий. К материалам предъявляется ряд требований:
• соответствие возрастным возможностям детей;
• прочность, безопасность, гигиеничность;
• доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;
• привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.
Наглядные пособия к играм могут быть различными, например:
• театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи и др.);
• дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат и т. д. ;
• декорации (плоскостные, полу объёмные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);
• элементы костюмов (шапочки, манишки, маски, манжеты и др.).
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников
интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью
творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх,
дети смогут использовать в повседневной жизни.