Вера Олесова
Совместная проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тезис
«Совместная проектная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы заключается в том, что сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Темочки:
На основании этого была определена цель дипломной работы: определение и разработка содержания форм и методов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной проектной деятельности.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития творческих способностей в условиях дошкольного учреждения
Гипотеза исследования: Совместная проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективной :
- при реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом;
- если будут системно и последовательно использоваться различные виды проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам проектной деятельности, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать программу проекта для подготовительной группы «То буору тобулан, к н диэки тардыhар ньургуhуннар»;
3. Проверить эффективность влияния проектной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования. Опытно – экспериментальная работа проведена на базе МБДОУ Тюнгюлюнский ЦРР д/с «Олимпионик» Мегино – Кангаласского района РС/Я.
В исследовании участвовало 23 ребенка старшего дошкольного возраста. Из которых 12 человек составили экспериментальную группу и 11 человек – контрольную группу.
Для диагностики творческих способностей дошкольников была использована методика диагностики универсальных творческих способностей для детей ( авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина). Использована методика «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей подготовительной группы»
Результаты диагностики по определению
доброжелательное отношение к сверстникам в экспериментальной группе до эксперимента
Результаты диагностики по определению
доброжелательное отношение к сверстникам в контрольной группе
до эксперимента
Результаты после констатирующего этапа исследованияпоказали что у детей нравственные качества были низкие, не умели играть дружно, иногда дрались, ябедничали. Не умели довести дело до конца, не доверяли друг к другу, не находили общий язык, преобладала эгоистичное отношение к друзьям, не умели играть. Это характеризуется потребностью в пополнению знаний, не хватки совместных деятельностей, игр, коллективных работ, отсутствием познавательного интереса, неуверенных ко всему, неустойчивый интерес к деятельности, стремление к выполнению задания при помощи взрослых.
на формирующем этапе
Цель: Развитие творческих и познавательных способностей и воспитание любви к природе детей через реализацию проекта «То буору тобулан, к н диэки тарды ар ньургу уннар»
Задачи:
• Развивать у детей творческие и познавательные способности в процессе изучения прекрасного цветка подснежника
• воспитать экологическую культуру дошкольников, чувства симпатии к подснежнику
• повысить творческую активность родителей и педагогов, строить отношения и взаимоотношения между партнерами в предстоящей деятельности
разработала программу проекта «То буору тобулан, к н диэки тарды ар ньургуьуннар».
Тип проекта : Исследовательско – творческий, долгосрочный
Участники проекта : родители воспитанников, дети подготовительной группы, воспитатели группы
Вместе с родителями на круглом столе разработали план работы, выбрали формы, средства, определили ответственных. Заранее разработали смету расходов работы по проекту.
1. Исследовательская деятельность :
Главным этапом развития познавательной активности детей стала исследовательская деятельность. Поставлена перед детьми проблемная ситуация и цель исследования. Дети начали вместе с родителями и педагогами начали сбор материала. Каждый день прибавлялось столько новой информации о подснежниках, что дети в свободное время с удовольствием начали рисовать. На защите проектов проявились такие качества, как коммуникативность, артистичность, искусство общения со сверстиками. В процессе исследования дети проявили любознательность, целеустремленность, волю, исследовательский азарт, самостоятельность.
2. Знакомство с наукой «Ботаника»
Дети познакомились с профессией ботаник. Узнали, что ботаника- наука о растениях, раздел биологии. Ботаника охватывает широкий круг проблем. Изучили карту Якутии и познакомились с местами размножения подснежников, а также с их разновидностями. На карте значками отметили: В Сунтарах растут красные подснежники, а у нас, в Мегино –Кангаласском районе, желтые, на правой стороне реки Лены растут желтые и белые подснежники. А в левой стороне реки красные и фиолетовые. Для наблюдения за всходом цветка посадили летние цветы– петуньи.
3. Развитие творческих начал детей «Ньургуьун кэрэтин туойабын»
На этом этапе дети научились разбирать, анализировать, найти суть произведения, стихотворения. Восхищаться красотой языка. Красота и сила этого цветка увлекла детей на следующую творческую работу –поделки своими руками – макеты подснежника, венки. Познакомились с частями цветка: цветок, пыльца, семена, листья, ствол, корень, клубень. Родителям очень понравились эти поделки и с большой охотой принимали участие в проектной деятельности с детьми. Разные поделки из любого материала, украсили нашу группу: из бисера, из бросовых материалов, одноразовых ложек, из конского волоса, разные картинки, коврики и другие. В итоговом мероприятии сделали интересную выставку.
4. «Хо уун уол» военно –патриотическая игра.
Следующим интересным этапом проекта стала военно- патриотическая игра «Хоьуун уол». Участники игры - все мальчики группы.
Цели и задачи:
• укрепление здоровья и физической подготовки детей;
• формирование нравственно- патриотических чувств (интерес к военной службе, уважение к военной профессии);
• выявление спортивных интересов и способностей дошкольников;
• воспитание морально- волевых качеств (смелость, целеустремлённость, выдержка,организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов, уважение соперников по состязанию, доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать) .
5. «Ньургуьун уунуутун кэтээн керуу» - наблюдение за всходом подснежника.
Целью формирования познавательного интереса, воспитание ответственности, настойчивости, целеустремленности созданы были условия для наблюдения за всходами подснежников своем участке около детского сада. Ввели дневник наблюдения, организовали «Зеленый патруль», т. е. охрану участка. Раскрытие бутонов 9 мая было подведением итога наблюдения
6. Фотовыставка «Ньургуьуннаах хонууга»
Фотовыставку участвовали все дети детского сада. Очень активно приняли участие все, были очень интересные работы. Качество фото учитывалась. Жюри и спонсор этой выставки стал индивидуальный предприниматель, профессиональный фотограф Генеров Н. Н. Победители получили грамоты и сертификаты от спонсора. От выставки все получили положительные удовольствия и эмоции.
7. Выпуск книжки «Кэрэгин да5аны ньургуьун».
Подытаживая творческую и исследовательскую работы детей скомпоновали макет сборника - книжки о подснежнике «Кэрэгин да5аны ньургуьун».
8. Экологическая акция «Сир симэ5ин ньургуьуну харыстаан!»
С целью сохранения и бережного отношения этого прекрасного цветка провели экологическую акцию в селе Тюнгюлю. Приняли участие в этой акции все воспитанники этого детского сада, родители, воспитатели детского сада. Были нарисованы плакаты с пропагандой сохранения бережного отношения к подснежнику и были вывешены в общественных местах села: в детских садах, сельской и школьных библиотеках, в доме культуры. В территории детского сада из лучших работ сделали баннер о подснежнике.
9. Итоговое мероприятие «Ньургуьуннаах хонууга».
Подводя итоги деятельности по проекту «Подснежник», провели большое заключительное мероприятие на природе с участием родителей. Целью этого мероприятия стала формирование таких качеств как бережное отношение к природе, понимание прекрасного в окружающем мире, совершенствование физических навыков ловкости, быстроты, сообразительности, воспитание правильного поведения на природе.
Нами разработана технологическая карта совместной проектной деятельности по проекту. А также разработали технологическую карту одного дня III этапа проекта.
На контрольном этапе использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Исследования показали, что дети стали более дружные, сплоченные, уже стали доверять друг к другу, принимали помощь, сложились более близкие отношения с друзьями, начали вместе играть.
Результаты диагностики по определению
Доброжелательного отношения в экспериментальной группе
до и после эксперимента
Результаты диагностики по определению
самооценки в экспериментальной группе до и после эксперимента
Таким образом, совместно исследовательско – творческий проект «Тон буору тобулан, кун диэки тардыьар ньургуьуннар» позволил:
- развитие сотрудничества ориентированное отношения «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «ребенок - родитель»;
- повысил творческую активность родителей и педагогов, их взаимоотношения, как партнеров в проектной деятельности;
- формирование у детей экологической культуры, нравственных качеств, любовь к природе, понимание прекрасного в природе;
- ребенку стать субъектом проектной деятельности;
- самоизменению, саморазвитию всех участников проекта : воспитателей, родителей и детей, убедил нас в необходимости такого делового сотрудничества воспитателей и родителей при работе с дошкольниками;
Мы можем утверждать, что данный проект объединил, сделал партнёрами детей, их родителей, многих педагогов; позволил нам лучше узнать друг друга, увидеть в разных ситуациях. И такие проекты дают раскрыться возможностям каждого ребёнка, стирая барьеры. Выдвинутая гипотеза полностью доказана.
Спасибо за внимание!