Елена Кокорина
Совершенствование работы по укреплению здоровья детей и формирование высокой физической подготовленности детей
▼ Скачать +Заказ
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетный мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Публикация «Совершенствование работы по укреплению здоровья детей и формирование высокой физической подготовленности детей» размещена в разделах
Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни. Понятие "здоровье" принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связанно так тесно с общим воспитанием, как впервые шесть лет. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
поэтому мы выбрали первую годовую задачу «Совершенствование работы по укреплению здоровья детей и формирование высокой физической подготовленности детей через повышение двигательной активности и развитие основных движений в подвижной игре»
Физкультурно-оздоровительная деятельность сопровождает ребёнка в течении дня. Это способствует повышению двигательной активности детей. Веди движение и игра для детей не только жизненная необходимость - это сама жизнь. Правильно организованная двигательная деятельность - важнейший фактор здорового образа жизни и укрепления здоровья вне зависимости от возраста.
Мы создали условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями ребёнка в группе и на участке. Для себя сделали вывод, что разнообразие пособий вызывает у ребёнка интерес к движениям, предупреждает у него развитие двигательных стереотипов, активизирует творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности - двигательной, игровой. Движения являются одним из средств общения между детьми.
В своей работе используем разные формы организации детей. Каждая из форм физического воспитания имеет и своё специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре, организационное (утренняя разминка, стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки).
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия.
Двигательная активность на занятии - важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и создаёт условия для овладения конкретным движениям.
Утренняя разминка - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей; велико также её организованное значение.
Чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятии проводим физкультминутки. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомлённым мышцам, а также органам зрения и слуха.
В двигательном режиме отводим место самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.
Хорошую двигательную разрядку получают дети во время подвижных игр. На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Подвижная игра – основная форма работы с дошкольниками по физической культуре. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества. “Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха”. (Из “Декларации прав ребенка на игру”, принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 году
Подвижные игры классифицируются по: 1). степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности); 2). преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.); 3). предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др).
Родители - активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении физического воспитания и развития, если они не решаются совместно с семьёй. Мы стараемся максимально привлечь родителей к активному участию, на сколько это возможно в связи с пандемией. Информируем родителей о состоянии здоровья и физического развития ребёнка. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках-передвижках ("«Режим дня и его значение в жизни ребенка». «Значение игровой деятельности в развитие детей», «Подвижная игра в жизни ребенка», «Подборка игр для всей семьи.»; рекомендации и памятки: "Как правильно одеть ребёнка на прогулку", "Распорядок дня в детском саду и дома", "Физкультура вместе с мамой (папой) и т. д.) Родители обмениваются опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни.
Вывод:
Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека. Повышение двигательной активности посредством подвижных игр (особенно на свежем воздухе) обеспечивает оздоровительный, общеукрепляющий эффект. Тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение двигательной активности детей в дальнейшем позволит: избежать гиподинамии, обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр, сформировать привычку к здоровому образу жизни, создать оптимальные условия для обеспечения детей в детском саду и семье. Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств
Таким образом, проводимая нами работа, ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность: занятий, утренней разминки, бодрящей гимнастики, подвижных игр, физкультминуток, дней здоровья, физкультурных досугов и праздников, самостоятельной двигательной деятельности детей, постоянная опора на интерес детей - дает положительный результат.
Ведь главное для нас - вырастить и воспитать здоровую личность!