Папки-передвижки

Конспект занятия по составлению творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ

Мартынова Юлия
Конспект занятия по составлению творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Составление творческих рассказов по сюжетной картине». Технология ТРИЗ.

Цель: составление творческого рассказа по картине.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по составлению творческих рассказов по сюжетной картине, Технология ТРИЗ» размещена в разделах

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;

- учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, и давать им соответствующие названия;

- упражнять в составлении рассказов от 1-го лица;

- развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

- расширять и активизировать словарь детей;

- воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;

- воспитывать умение слушать сверстников, не перебивать;

- воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.

Оборудование: мольберт, картина «Брат и сестра на качелях», эмблемы, листы А4, ручки.

Методы и приемы: «подзорная труба»; составление лимериков; игры «Путешествие в картину», «Рифма», «Машина времени», «Моё настроение и характер», «Шкатулка мудрости».

Ход:

1 этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какая картина висит на мольберте.

Давайте возьмём подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Кто же самый внимательный, кто больше всех назовёт объектов?

Дети: На картине я вижу (качели, мальчика, девочку, яблоню, яблоки, жучка, мотылька, траву, цветы, листву, ягоду, бабочку).

Это этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий. Последовательность на называния объектов на картине может быть любой.

2 этап:

Воспитатель: Давайте ребята, поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины. Как все предметы на картине между собой связаны? Найдем эти связи.

Дети:

Мальчик с девочкой качаются на качели.

Вокруг качели порхают бабочки и мотылёк.

На яблоне поспевают яблоки.

По листочку ползает жучок.

В траве прячется ягода.

Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.

3 этап:

Воспитатель: На этой яркой, интересной картине изображено множество предметов, мы сейчас с вами выберем несколько из них, посмотрим внимательно и сравним его признаки с признаками других предметов, знакомых вам.

Дети:

Качели по форме похожи на лодку.

Жучок по цвету как мухомор, но с чёрными крапинками.

Бабочки по форме как бантики.

Качели по действию похожи на маятник.

Цветы по запаху как ароматные духи.

4 этап:

Воспитатель: Настало время волшебства. Я приглашаю вас поиграть в игру «Путешествие в картину». Вы, можете представить, чем пахнет, какие издаёт звуки, и какой на ощупь понравившийся вам предмет на картине. Ну – ка, вдохните глубоко, чем пахнет наша картина?

Дети:

Я чувствую, как ароматно пахнут яблоки.

Я чувствую запах свежей травы.

Я чувствую запах душистой ягоды.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь внимательно. Какие звуки вы услышали, очутившись в нашей картине?

Дети:

Я слышу шелест листвы.

Я могу услышать весёлый смех детей.

Я слышу скрип качели, жужжание жучка.

Я услышал, как порхают бабочки.

Воспитатель: А теперь представьте, как будто, вы дотронулись рукой до предмета и ощутили его поверхность. Какая она?

Дети:

Я чувствую шершавую кору дерева.

Я ощущаю гладкую металлическую поверхность качели.

Мои качели – деревянные. Они твёрдые и тёплые, согретые солнцем.

Я чувствую твёрдое гладкое яблоко.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами.

Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Взрослый побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, притронуться рукой.

5 этап.

Воспитатель: Ребята. Я вам предлагаю сыграть в игру «Рифма». Вам нужно выбрать любой объект, нарисованный на картине и подобрать к нему рифму.

Дети:

Качели – недели, гантели.

Верёвка – бечёвка.

Земляничка – клубничка, вероничка, водичка.

Жучок – червячок, бычок, кабачок.

Мотылёк – лепесток, листок, василёк, огонёк, стебелёк.

Бабочка – лапочка, шапочка, тапочка.

Девочка – припевочка.

Мальчик – зайчик, побегайчик, пальчик.

Бантик – фантик.

Цветок – лоток, молчок, котелок, чеснок, клубок, лепесток.

Воспитатель: На нашей картине изображено множество предметов, мы сейчас с вами выберем несколько из них, и сочиним с вами смешные рифмованные стишки – лимерики.

Дети:

У девочки был бантик,

Голубой, как фантик.

На голове он висел

И на девочку глядел.

Вот какой висячий бантик.

Жил весёлый мотылёк,

Был он лёгкий, как листок.

Над цветами он летал

И нектар он собирал.

Вот какой трудолюбивый мотылёк.

6 этап.

Воспитатель: А сейчас каждый из нас превратится в любой объект, изображённый на картине, и расскажет о своём характере или настроении (игра «Моё настроение и характер»).

Дети:

Я весёлый мотылёк. Я порхаю на цветочной полянке. Здесь много ярких цветов. Я слышу скрип качели, счастливый смех детей и вижу их довольные лица.

А я испуганная ягодка. Когда на полянку прибежали дети, я спряталась глубже в траву. Я красная спелая сочная ягода. Если меня заметят дети, вдруг они меня съедят.

Для обучения детей речевым зарисовкам от лица одного из объектов картины используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера.

7 этап.

Воспитатель: На нашей картине изображен летний сад. Здесь у каждого предмета своё место. Если мы снова отправимся в «Путешествие по картине», то сможем поиграть в увлекательную игру: превратившись в любой объект, назовём его место на картине.

Дети:

Я - яблоня. Я нахожусь в верхнем левом углу.

Я – качели. Я нахожусь в центральной части картины на переднем фоне.

Я – жучок. Я ползаю по листику и нахожусь в нижнем левом углу.

Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства центральная часть; левая правая; нижняя верхняя части картины; правый левый; верхний нижний углы картины и т. п. ближе дальше; впереди сзади; около; между; за; перед; после; в глубине…

8 этап.

Воспитатель: Ребята, используя прием перемещения во времени ("Машина времени") нужно выбрать объект и представить, что было с ним раньше и что будет с ним потом.

Дети:

Я – спелая красная ягодка. Раньше я была зелёной и кислой, а когда я поспела, меня могут сорвать и съесть.

Я – яркая бабочка. Раньше я была гусеницей, затем стала куколкой. Сейчас когда я превратилась в бабочку меня могут поймать дети и посадить в баночку, чтобы наблюдать за мной.

Я – девочка. До того как я подросла, на эти качели я приходила с мамой. После того как вырасту, я буду приходить со своим ребёнком, чтобы качать его, как раньше качала меня моя мама.

Рекомендуется использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было будет; утровечер; весна осень; раньше позже; до того после того).

9 этап.

Воспитатель: Художники написали много красивых и интересных картин. И у каждой картины есть мудрость. Правило жизни или главный смысл, который мы попробуем найти и в нашей картине.

В «Шкатулке мудрости» лежат листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки как знакомые так и не знакомые детям. Задание: достать и объяснить, почему она подходит или не подходит к картине? (Текст пословицы читает взрослый; рассуждения происходят вместе с детьми.)

Воспитатель: Ребята, перед прощанием с картиной я предлагаю вам придумать свои рассказы, которые запишут наши гости (приглашённые воспитатели).

Каждый ребёнок подходит к одному из воспитателей. Ребёнок придумывает и рассказывает рассказ, а воспитатель записывает его.

Воспитатель: Ребята, вы рассказали свои рассказы, а теперь послушайте мой.

«Я - девочка. Меня зовут Таня. Я вместе с братом пришла на полянку, которая находится позади нашего дома. Здесь находятся наши любимые качели, которые сделал наш папа. Качели висят на длинных верёвках, которые похожи на тонких змей. Сами качели похожи по форме на лодку. Когда мы с братом качаемся, мы представляем себя капитанами, которые бороздят моря и океаны.

На полянке много зелени. В траве спеют ягодки. По листикам ползают жучки, как будто прячутся от нас. На поляне цветут цветы, а над ними порхают мотыльки-огоньки и бабочки-лапочки.

Раньше на эту полянку мы приходили в сопровождении взрослых. Сейчас когда подросли, приходим сами. С братом я никогда не ругаюсь. Он мой самый лучший друг. Есть поговорка: «Если есть друг, то есть и досуг».

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 летФотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Цель: Создать условие для связного составления.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по коллективной сюжетной аппликации «Летят самолеты»Конспект занятия по коллективной сюжетной аппликации «Летят самолеты» Цели:создание аппликативного образа самолета из готовых форм; сотворчество со сверстниками и педагогом. Задачи: учить детей составлять изображение.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по составлению творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ
Опубликовано: 23 августа 2020 в 10:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по составлению творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Мартынова Юлия (УИ 2391222) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД