Олеся Черных
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации:
-Картина находиться в группе на уровне глаз детей.
-Работа по этапам проводиться как система игровых тренингов в течении двух недель.
-на каждом этапе в течении всего дня проводится работа с подгруппой детей.
-По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема (значок) совершенного мыслительного действия.
-Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
-Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине.
Публикация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
-Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо плохо».
Работа проходит в 9 этапов и заканчивается итоговым занятием.
Этап 1
«Определение объектов на картине».
Цель:
формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.
Алгоритм определения состава картины :
Перечисли объекты на картине (в том числе и части).
Схематически изобрази их на листе бумаги.
Сгруппируй по какому-либо признаку.
Озвучь правило этого этапа : «Смотрю на картину и называю объекты» Найди его эмблему.
Для мотивации детей к выделению объектов на картине использовать приемы : «подзорная труба» ,«бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность на называния объектов на картине может быть любой.
Выявлять части одного объекта можно с помощью приема «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнования с целью более полного выделения частей объектов.
Игра с подзорной трубой.
Глядя через свёрнутый в виде трубы лист бумаги, дети рассматривают картину и называют все предметы, которые заметят на ней.
Игра «Часть и целое»
Если дети называют предмет, то уточняем, составной частью какого предмета он является.
Например: ветка – часть дерева,морковка – часть снеговика и т. п.
Этап 2
«Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Цель:
Учить находить и объяснять взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине :
Выдели два объекта на картине.
Объясни, почему они между собой связаны.
Объедини названные объекты стрелками.
Озвучь правило этого этапа «Один объект связан с другим».
Найди эмблему.
Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания :
*пришел волшебник Объединения и соединил два предмета. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;
*«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по эмоциональному расположению и т. п.
Работа по активации речи: обучение детей сопоставлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами- рассуждениями.
Модель таких рассказов :
утверждение, что с чем связано;
ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых, потому что»; «во-вторых, потому что»; «в-третьих…» и т. п. ;
вывод-подтверждение.
Этап 3 «Составление сравнений, загадок по картине».
Цели:
Учить детей составлять сравнения, загадки.
Алгоритм составления сравнений :
Алгоритм составления загадок.
Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими.
1. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности – признаки (цвет, форму, его части.).
2. Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку :
-Какой предмет? Что такое же у других предметов?
- Что делает? то или что делает так же?
- На что это похоже? Чем отличается?
3. Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
4. Найди в них общее.
5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».
6. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку».
При составлении загадок используют следующие модели :
СНЕГ
Модель 1
Какой? Что такое же?
белый сахар
мягкий перо
пушистый вата
Белый, но не сахар. Мягкий, но не перо. Пушистый, но не вата
«Как», «но не»
Модель 2
Что делает? Кто (что) делает так же?
укрывает одеяло
падает листик
идет дождь
«Как», «но не»
Укрывает, но не одеяло. Падает, кружиться, но не листик. Идет, но не дождь.
Модель3
Ребенок сравнивает вид объекта с видом другого объекта
На что похож? Чем отличается?
Похож на вату тает
«Как», «но не»
Белый, но не сахар, укрывает землю как покрывало, похожа на вату, но тает. Что это?
Этап 4
«Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств».
Цели:
На основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);
активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Правило этапа: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»;
Для создания речевых зарисовок с детьми на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств педагог должен уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами человека пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз.
В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине так и предполагаемых за ее пределами. Представить и описать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли помогут волшебники «Я слышу», «Я чувствую запах».
Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т. д.
Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фраз: «Я слышу как…»; «Когда я трогаю руками…»; «Здесь пахнет…» и др. Описывать ощущения можно от лица как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
Волшебник «Я нюхаю»
«Здесь пахнет свежестью»
«Я чувствую аромат ели»
«Я чувствую запах морковки, которой мальчик украсил снеговик»
и т. д.
Найди эмблему.
Волшебник «Я ощущаю руками и кожей
Я прикасаюсь к снегу и ощущаю, какой он холодный.
Я чувствую на ощупь, какой лед на катке гладкий
Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая, а веточки у нее, как маленькие ежики
Найди эмблему.
Волшебник «Я слышу»
Я слышу пение птиц
Я слышу, как хрустит снег под санками, как коньки царапают лед.
А так же слышно, как
лает собака.
Найди эмблему.
Волшебник «Я пробую на вкус»
Я пробую на вкус морковку и ощущаю ее вкус.
Снег есть нельзя, потому что он грязный.
Найди эмблему.
Волшебник «Я вижу»
Я вижу, как мальчик лепит снеговика, одна девочка катается на санках, а другая на коньках
Когда я внимательно смотрю на картину, вижу как мальчик и девочка собираются катается на лыжах
Найди эмблему.
Этап 5 «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины».
Цели:
подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;
активизировать речь с помощью рифмующихся слов;
«Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Алгоритм составления рифмованных текстов
(создан на основе сочинения лимериков)
Подбери рифмующиеся слова к предметам на картинке
Зима-холода, девочки-припевочки.
Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом
Пришла зима -наступили холода
На улице гуляли девочки-и были они припевочки
Составь стишок из этих четырех строчек
Пришла зима
наступили холода
На улице гуляли девочки
и были они припевочки.
Добавь пятую (можно без рифмы) по содержанию картины
Пришла зима
наступили холода
На улице гуляли девочки
и были они припевочки.
И еще гуляла собака.
Выразительно прочти стишок. Найди эмблему.
Этап 6
«Определение местонахождения объектов
на картине».
Цели:
пространственная ориентировка на картине;
активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия) ;
«У каждого объекта есть свое место на картине».
АЛГОРИТМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.
Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:
а) как это видит тот, кто рассматривает картину
б) с позиции выбранного предмета.
Найди эмблему
Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства
описание объекта на картине через ориентиры двухмерного пространства:
Центральная часть; левая - правая; нижняя - верхняя части картины; правый - левый; верхний - нижний углы картины.
Игра «Да - нет» на плоскости
Педагог загадывает объекты на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение.
Вопросы задают таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное суждение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости.
описание объекта на картине через ориентиры трехмерного пространства:
ближе - дальше; впереди - сзади; около; между; за; перед; после; в глубине.
Игра «Ожившая картина»
Продолжение игры «да-нет», найденный объект оживает и находит себе место на сцене. Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене (сценой может служить ковер).
Этап 7
«Составление речевых зарисовок с использованием
Разных точек зрения».
Цели:
упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени;
составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;
«Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер»
активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить:
возможные эмоциональные состояния и настроение героев :
грустный веселый; спокойный возбужденный; сытый голодный; здоровый больной…;
разнообразные свойства характера: добрый злой; трудолюбивый ленивый; вежливый грубый; умный глупый…;
признаки проявления эмоционального состояния :
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех)
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый)
больной (раздражается, ворчит, требует повышенного внимания, жалуется на свое здоровье)
Перед тем как обучать ребенка составлению речевых зарисовок от первого лица, необходимо следующие творческие задания :
«Я назову тебе черту характера, а ты назови противоположную ей ( например: добрый злой)».
«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь зависимости от ситуации»
Для обучения детей речевым зарисовкам от лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера.
АЛГОРИТМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выбери героя на картине.
Определи его настроение или свойства характера.
«Войди в образ героя» (превратись в него).
Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
Озвучь правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня…характер» Найди эмблему.
Составление рассказов от лица разных героев
«Я превращаюсь в объект на картине»
«Я веселый и красивый Снеговик, меня построил из снега один добрый мальчик. Стою во дворе и наблюдаю, что там происходит. Ко мне прибегает добрая собачка, которой очень нравиться мой нос из морковки. Рядом со мной, девочки катаются на коньках и санках. Мне очень весело, когда дети выходят кататься на санках, коньках и лыжах.»
Этап 8
«Описание объекта с изменением его характеристики
во времени».
Цели:
составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;
«Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом.
Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени.
В рассказе рекомендуется использовать словесные обороты, характиризующие временные отрезки (было- будет; утро-вечер; весна- осень; раньше- позже; до того- после того).
АЛГОРИТМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Выбери объект и определи его состояние в настоящее время (на картине)
Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменений его признаков, действий.
Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
Озвучить правило этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом» Найди эмблему.
Этап 9
«Понятие о смысловых характеристиках картины».
Цели:
находить и объяснить смысловое содержание картины;
составлять речевые зарисовки по типу рассуждения;
активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины;
«У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания.
АЛГОРИТМ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них (Текст читает педагог)
Рассмотри сюжет картины. Как связана с ней каждая пословица или поговорка.
Объясни, почему та или иная подходит или не подходит к картине.
Произнеси правило этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл» Найди эмблему.
Итоговая беседа
«Составление детьми творческих рассказов
по картине».
Цели:
закрепить занятия, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;
-Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин.
-Накануне занятия воспитатель обращается сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними.
-Вначале детям предлагается рассказать в какие игры с картиной они играли. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.
Рекомендуем игры «профессора Вопроскина» : где дети задают друг другу как можно больше вопросов по картине.
Педагогам необходимо помнить, что основная цель – не рассказ, а усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным картинкам.
При обучении детей традиционной методике они уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения.
При планомерной работе по данной методике даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти.