Елена Рожкова
Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития посредством совместной деятельности с семьями воспитанников
Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития посредством совместной деятельности с семьями воспитанников» размещена в разделах
Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка и на включение его в образовательный процесс как равноправного участника и субъекта. Это положение требует разработки новых подходов к проблеме взаимодействия ДОУ с семьей воспитанника.
Необходимо отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка и его развития. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в семье.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна программа не сможет дать полноценного результата, если она не выполняется совместно с семьями воспитанников ДОО, если в детском саду не создано единое воспитательно–образовательное пространство «родители – дети – педагоги». Для организации этого пространства необходимы взаимопомощь, содействие друг другу, а также объективный учет прав и обязанностей, интересов и возможностей каждого.
Основные цели взаимодействия:
- вовлечение родителей в образовательный процесс
-обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей
- увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Для включения родителей в единое воспитательно-образовательное пространство необходимо создание следующих условий:
- создание доброжелательной атмосферы в общении администрации ДОО, педагогов и родителей.
- включение родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс : планирование мероприятий с родителями, посещение стадионов, выставок, спортивных площадок, дни здоровья и т. д.
- сформированность у родителей целостного представления о единстве целей и задач ДОО и семьи по формированию основ физической культуры и здоровья, о содержании физического воспитания детей в разные периоды дошкольного детства.
- предоставление родителям выбора форм участия в образовательной области «Физическое развитие» и степень включенности их в физкультурно-оздоровительный процесс.
Существуют следующие формы взаимодействия взрослых по вопросам охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста:
- коллективное сотрудничество (досуги, открытые занятия, родительские собрания, круглые столы, деловые игры)
- индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы)
- наглядно-информационное сотрудничество (стенды, памятки для родителей, выставки работ)
- активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования)
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по 3-м направлениям:
- просветительское (стенды, собеседование, тесты, ознакомление с новинками литературы по теме здоровья)
- культурно-досуговое (дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, организация вечеров вопросов и ответов)
- психофизическое (физкультурные досуги, спортивные соревнования, тренинги – практикумы).
Партнерское взаимодействие позволит педагогам и родителям объединить свои знания, накопить опыт в вопросах физического воспитания ребенка и широко использовать его на практике, сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.