Александра Корнилова
Социально — эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в эпоху социальных перемен : меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях. Между тем родители мечтают видеть детей успешными : активными и гармонично развитыми, открытыми для всего нового, жизнестойкими, умеющими справляться с трудностями, ставить и достигать цели. В мире, где нет готовых ответов, где традиционные формы социальной интеграции уже не гарантируют успешность, все большее значение приобретает развитие личностного потенциала детей, их способности понимания себя, самоорганизации, саморегуляции. Поэтому социально – эмоциональное развитие становится весьма актуальной темой.
Публикация «Социально — эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта» размещена в разделах
Эмоции занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. Дошкольный возраст уникален по силе эмоционального восприятия, формирования и развития эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих в будущем эффективность процесса воспитания и обучения ребенка.
Социально – эмоциональное развитие ребенка невозможно без участия родителей и педагогов.
Цель работы: содействие социально – эмоциональному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с эмоциями.
2. Развивать умение выражать и распознавать основные эмоции у себя и других людей.
3. Обогащать эмоциональный словарь дошкольников.
4. Обучить простым приемам саморегуляции и произвольной регуляции поведения.
5. Развивать эмпатию, оказание элементарной эмоциональной поддержки, развивать умение быть добрым.
6. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию дошкольников.
7. Содействовать активному, творческому взаимодействию «Ребенок- Родитель», «Ребенок - Педагог», «Ребенок-Ребенок».
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются. Все это происходит в процессе общения между ними. В наше время в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Эта проблема актуальна и на сегодняшний день, именно она и побудила меня обратиться к рассмотрению вопроса о развитии положительных и доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Для решения поставленной цели и задач, в своей группе я решила реализовать краткосрочный педагогический проект «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра».
Тип проекта : социально – личностный, общественно – полезный, практико - ориентированный
Участники: воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный (2 месяца).
Цель проекта : воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.
Задачи проекта :
1. Актуализировать знания детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей.
2. Создать условия для развития творческих способностей детей в процессе изготовления поделок, подарков, коллективных работ, в самостоятельной деятельности.
3. Активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации.
Ожидаемые результаты:
1. Ребенок различает эмоции : радость, грусть, злость, страх.
2. Ребенок может назвать, какие эмоции у него вызывают определенные произведения искусства.
3. Ребенок понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями.
4. Ребенок может выразить эмоции в рисунке, аппликации, музицировании, движении.
5. Ребенок способен устанавливать взаимодействие со взрослыми – родителями и педагогами.
6. Ребенок знает формальные правила поведения и следует им (хорошо – плохо, приветствие, прощание, извинение, можно – нельзя).
Этапы работы над проектом :
Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, изучение литературы по данной тематике, составление плана мероприятий.
Основной: проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, анкетирование родителей, консультации для родителей, составление буклетов, «литературная гостиная», акция «Подари детям книгу», мероприятие совместно с родителями «Доброта с экрана», встреча с сотрудниками детской библиотеки и т. д.).
Заключительный: подведение итогов, изготовление «Дерева добра», фотоотчет «Наши добрые дела», фотоотчет «Встреча с сотрудниками библиотеки», публикация опыта работы на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 100», педагогических сообществах в сети «Интернет».
В рамках основного этапа работы над проектом были реализованы различные мероприятия, направленные на интеграцию пяти образовательных областей.
Были организованы беседы, интервью с воспитанниками группы «Разговор о доброте», «Добрые слова улучшают настроение», «Что доброго делают люди разных профессий», «Какими могут быть добрые дела», рассматривание и обсуждение иллюстраций «Добрые дела», «Труд взрослых», «Правила поведения дошкольников», «Правила поведения в детском саду», дидактические игры на тему «Путешествие по сказкам», «Оцени поступок», «Помоги другу в беде», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Не сердись, улыбнись», чтение художественной литературы.
Была организована встреча с сотрудниками детской библиотекой им. Евгения Александровича Никонова Московского района: дети собирали копилку «добрых дел», играли в подвижные игры «Посади дерево», «Помоги зайчикам», слушали песни о доброте и добрых поступках.
Целью проведения литературной гостиной «Скажи доброе слово другу» было расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека, стимулировать желание проявлять сочувствие, заботу и отзывчивость к окружающим.
Детей заинтересовали игры «Шляпа добрых дел» и «Игры – мирилки», цель которых научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
Воспитанники с удовольствием рисовали и изготавливали аппликации в подарок мамам и папам, бабушкам и дедушкам, коллективные работы «Дерево Добра» и «Гирлянда добрых сердец».
В детском саду была организована акция «Подари детям книгу», в которой приняли участие воспитанники и родители нашей группы. Библиотечный фонд группы пополнился художественными произведениями о добре, хороших поступках. Большинство родителей с радостью откликнулись на участие в акции. Некоторые из них принесли не одну, а несколько книг и в большинстве случаев, это новые книги. Дети с огромным интересом рассматривают книги и иллюстрации, а мы, в свою очередь, с удовольствием читаем их.
В рамках проекта «Дорогою добра» было проведено спортивное развлечение «В гостях у фиксиков. Помоги другу», цель которого воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности к сопернику.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с самого маленького возраста. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. В дошкольном возрасте источником представлений о добре является взрослый. Родители – первые проводники ребенка в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Одним из главных аспектов в реализации краткосрочного проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра» было тесное сотрудничество с родителями воспитанников: анкетирование «Нравственное воспитание в семье», буклеты «Вежливость воспитывается вежливостью», «Роль сказки в жизни ребенка», акции «Полечите книжку», «Подари детям книгу», фотовыставка «Наши добрые дела». Родители приняли активное участие в мероприятии «Доброта с экрана. Воспитание мультфильмом», целью которого посмотреть на мультфильм не как на развлечение, а как на познавательный материал и нравственную историю, которую можно обсудить с детьми. Я наглядно сравнила зарубежные и отечественные мультфильмы, показав преимущество последних. Иностранные мультфильмы часто содержат заряд агрессии, грубую лексику, поднимают недетские темы, высмеивают скромность, целомудрие и материнство. Происходит навязывание детям нетрадиционной для России модели поведения, разрушение нравственности и речи ребенка. В советских мультфильмах зло не вечно, оно исчезает под воздействием добра. Часто плохие персонажи подаются в смешном виде, они перевоспитываются в конце истории. В наших мультфильмах, часто напоминающих притчи, есть эталоны правильного поведения. В них звучит авторская музыка и эмоционально окрашенная правильная речь, ведь их озвучивали лучшие актеры.
В результате родители оставили положительные отзывы на официальном сайте МБДОУ об интересной и увлекательной работе с детьми в рамках проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра».
В ходе реализации краткосрочного проекта можно выделить следующие результаты:
Дети хорошо понимают, что такое «зло», «добро», «дружба», «хороший поступок», «плохой поступок», «добрый человек», «злой человек».
Дети знают, что такое «добрые и вежливые слова».
Дети знают поговорки о добре и понимают их смысл.
Дети научились понимать настроение других, выражать свое настроение.
Дети научились выражать и распознавать основные эмоции у себя и других людей.
Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
В группе созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.