Елена Гречишкина
«Современное» или «Своевременное» нравственное развитие детей дошкольного возраста в современном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
(Сравнительный анализ Образовательных программ).
Воспитание носит исторический характер, и его задачи и содержание меняются в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей уровня воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.
Публикация «„Современное“ или „Своевременное“ нравственное развитие детей дошкольного возраста в современном обществе» размещена в разделах
Приведем сравнительную характеристику задач и содержания нравственного воспитания в советский период и на современном этапе. Можно выделить две группы задач нравственного воспитания. В первую группу задач входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. В советский период задачи нравственного воспитания дошкольников во второй группе были сгруппированы в следующие блоки:
• воспитание гуманных чувств и отношений;
• воспитание начал патриотизма и интернационализма;
• трудолюбие, умение и желание трудиться;
• воспитание коллективизма.
На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке данных блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока задач и их значения меняются, уточняются. Так, например, раньше ценились такие человеческие качества как доброта, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение сочувствовать, содействовать. Все перечисленные качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Нашему обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью, независимые. Задача детского сада по нравственному воспитанию в данном направлении заложить основы для формирования выше изложенных качеств личности. Раньше в детях воспитывали начала патриотизма, интернационализма, и коллективизма. Сегодня становится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственном воспитании личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя. Но если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая подвижна. На ее содержание оказывают влияние исторический этап и особенности возраста объекта воспитания и конкретные условия жизни.
На каждом возрастном этапе содержание нравственного воспитания свое. Младший дошкольный возраст - это важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у детей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Эти конкретные представления составляют основу для формирования у детей в дальнейшем понимание сущности нравственного поведения. Одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Приобретая самостоятельность, ребенок может управлять своим поведением. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим.
У детей младшего дошкольного возраста достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что составляет важную воспитательную задачу. Но поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения, что требует постоянного внимания со стороны педагога. Регулярно добиваясь от ребенка выполнения определенных элементарных правил, взрослый обеспечивает основу для интенсивного формирования положительных навыков и привычек культурного поведения.
В период от трех до четырех лет активно овладевают речью. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность, педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений. Таким образом, уже в младшем возрасте в нравственном развитии ребенка происходят важные сдвиги.
При осуществлении задач нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста воспитателю необходимо иметь в виду, что они обладают значительно большими возможностями, чем малыши третьего и четвертого года. Выполнение правил приобретает в сознании ребенка самостоятельную ценность. Относительно большая самостоятельность детей позволяет изменить характер педагогического руководства детской деятельностью. Следует учитывать сдвиги и в развитии волевой сферы, что создает предпосылки воспитания сдержанности, организованности поведения. Усвоение норм поведения оказывает влияние на развитие воли ребенка, помогает ему сдерживать импульсивные побуждения, подчинять свои поступки и действия объективным требованиям, заключенным в правилах. Так же важной задачей является формирование умений, навыков и привычек культурного поведения. Формирование у детей нравственных привычек происходит успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне значимого для ребенка положительного мотива, побуждающего его к выполнению правил.
Нравственное воспитание ребенка дошкольника осуществляется в ходе целенаправленного процесса нравственного воспитания, регулируемого программами воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. Проведем анализ некоторых из них: «Детство», «От рождения до школы», «Истоки», «Радуга».
Что общего у основных общеобразовательных программ
Нравственное воспитание, т. е. социально - личностное направление, содержит 3 области: «Безопасность», «Социализация», «Труд».
Осуществляется в процессе режимных моментов в течение дня:
• Утренние беседы
• групповая деятельность,
• индивидуальная деятельность,
• игровые ситуации,
• кружковая деятельность,
• проектная деятельность,
• проблемные ситуации,
• интеграция в НОД
• самостоятельную деятельность детей;
Сравнительный анализ программ, показал некоторые различия и сходства.
Ученые и педагоги пришли к выводу, что учебная деятельность не является ведущим видом деятельности дошкольника, им является игровая. В новой программе произошел уход от ЗУНовской учебной модели построения образовательного процесса. Образовательные области. Традиционная программа Васильевой была направлена на учет биологического возраста ребенка, и главной задачей системы являлась организация массового дошкольного воспитания, реализованная во фронтальной форме работы с детьми. Именно поэтому видоизмененная программа Васильевой, с одной стороны начала учитывать потребности массовой практики дошкольного образования, с другой стороны не ограничивает восприятие программного материала рамками одной возрастной группы детей, что дает возможность педагогам самостоятельно определять: соответствуют ли одновозрастные дети одной группы, степени освоения программы. Некоторые дети нуждаются в более сложном программном материале, другие немного отстают. Таким образом, возникла потребность в сочетании фронтальной формы работы с детьми и индивидуальной. Положительный эффект имеет введение в педагогическую деятельность, обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников. А так же внедрением в образовательный процесс, проектной деятельности, внедрение в проблемные ситуации, развивающих, когнитивную сферу личности дошкольника во взаимодействии с нравственной.
Здесь рассматриваются возможности взаимодействия ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками. Создаются условия для развития доброжелательного отношения к близким людям. Обогащаются представления о взаимоотношениях людей. Детей побуждают к проявлению эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, учат выполнять элементарные правила культурного поведения.
Однако, несмотря на некоторое различие в задачах нравственного воспитания дошкольников, основной из них можно считать задачу формирования нравственного поведения, которая научит детей почувствовать, познать и практически выполнять обязанности по отношению к обществу, к своему коллективу, друг к другу и самому себе.