Вероника Бабаева
Социализация личности ребёнка в условиях взаимодействия ДО с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация личности ребёнка в условиях взаимодействия ДО с семьёй»
Бабаева В. Ю. ,воспитатель детского сада.
НУУЦ «Erfolq» г. Караганда.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с большим творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, умеющий находить точки соприкосновения с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
Публикация «Социализация личности ребёнка в условиях взаимодействия ДО с семьёй» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Кто же это человек, кто может воспитать такого человека и с какого возраста нужно заниматься воспитанием такого человека? Русская пословица гласит: «Воспитывать ребёнка надо, пока он поперёк лавки». Уверенна, что спорить с этой мудростью не будет никто. По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
-семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
-детский сад (в первую очередь воспитатели);
-общество (сверстники, друзья).
Насколько значим для ребенка тот или иной человек в его жизни, как выстраивается взаимодействие с этими людьми, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние,формируя мировозрение ребёнка-от всех этих факторов зависит каким вырастит ребёнок и какое место в жизни он займёт.
А. С. Макаренко говорил:
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
Приоритет формирования личности принадлежит семье. О чё м и прописано в основном законе :. 2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. (Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года. Раздел II. Человек и гражданин. Статья 27)
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Какие же задачи и цели приследует дошкольная организация? Давайте обратимся к типовым правилам деятельности дошкольных организаций (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.12.2014 г.)
Основными задачами дошкольных организаций являются:
1) охрана жизни и здоровья детей;
2) создание оптимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников;
3) обеспечение качественной предшкольной подготовки;
4) воспитание гражданственности, казахстанского патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
5) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
6) оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения, развития детей и охраны здоровья.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, умению достойно принимать разные ситуации, проявленить и переживанить различные чувства. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических норм придерживаться, как эффективно участвовать в общении со сверстниками и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т. д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем,помогал ребёнку стать частью социума.
Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДО необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДО. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Поэтому каждый педагог должен:
1) включенить родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом;
2) измененить ценностное отношение сотрудников детского сада к семье.
Для успешной социализации ребёнка, равно,как и для успешного тандема семьи и ДО необходимо соблюдать основные принципы партнёрства, к которым относится:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание отношений, при которых каждый понимает, что делает одно общее дело и решает вопросы,которые помогут ребёнку)
2. Индивидуальный подход (несколько минут ежедневных бесед, поможет лушче долгих разговоров, родитель понимает, что его ребёнком интересуются, а педагог понимает, что его «вчерашние» рекомендации услышенны).
3. Динамичность (воспитатель должен быть готов отвечать не только на постоянное «почему?», но ещё и на родительское «а как?»).
4. Открытость (введите за правило с первых дней вашей совместной работы, что ваши родители не контролируют,а помогают вам,и их присутствие в группе-это в первую очередь помощь.).
5. Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Воспитатель сразу должен понять, что родители не сами пришли в группу детского сада,а привели своего ребёнка и применять к ним поучительный тон не приемлемо. А родителям стоит понять, что воспитатель не продавался в рабство родителям, а выполняет свою работу.)
Принципы партнёрства нарабатываются годами и долгим трудом, через
основные направления работы с родителями:
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Социализация ребёнка- это долгий и крапотливый труд, но тем приятнее осознавать, что при вашем участие и вашей помощи появляются настоящие граждани великой страны.
Список используемой литературы:
1. А. С. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М. : Педагогика, 1983. – 160с.
2. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года. Раздел II. Человек и гражданин. Статья 27
3. Типовые правила деятельности дошкольных организаций (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.12.2014 г