Буторина Ирина Владимировна
Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста»
Аннотация: В статье представлен практический опыт по развитию связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение сказок с помощью модели «Системный оператор».
Ключевые слова: развитие речи, словесное творчество, сочинение сказок.
Публикация «Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Самым сложным является формирование способностей к словесному творчеству. В. А. Сухомлинский считал, что словесное творчество должно занимать первое место в жизни ребёнка.
Дошкольный возраст характеризуется умением придумывать, фантазировать, сочинять. Одним из приемов развития творческого рассказывания является сказка. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию.
В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и характеры, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она является мощным средством для развития творческих способностей, мыслительных операций, раскрывает богатство чувств ребенка, побуждает к деятельности, способствует обогащению и развитию связной речи.
Основными образовательными программами дошкольного образования предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это беседа по содержанию сказок, их пересказ и составление новых сказок на основе изменения известных.
Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.
Разработанные в ТРИЗ-технологии модели оставления сказок (авторы Сидорчук Т. А. и Хоменко Н. Н.) позволяют ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепоститься, устраняет боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали модель составления сказки описательного типа с помощью метода «Системного оператора» (для детей - «Чудесный экран») :
Место, где герой проявлял свои черты характера в детстве Место, где осуществляет герой свое дело Место, преобразованное с помощью героя-помощника
Герой в детстве Герой и его главное дело Герой в будущем, который с помощью второго героя
смог изменить внешние обстоятельства и измениться сам
Черты характера, качества личности и умения героя в детстве Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела Измененные черты характера, качества личности и приобретенные умения героя при взаимодействии с окружением
Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (о прошлом и будущем знакомого сказочного героя, который обладал отрицательными чертами характера, но в итоге с помощью второго героя смог преобразовать окружающее пространство и тем самым изменить свои черты характера в положительную сторону).
Базовый алгоритм:
1. Выбор героя (Баба Яга).
2. Выбор его главного свойства (коварство).
3. Описание внешнего вида и свойств героя (внешность бабы Яги и ее мысли).
4. Описание места обитания или функционирования героя (устройство избушки на курьих ножках в угрюмом темном лесу).
5. «Заглянуть» в прошлое героя с целью разобраться, по каким причинам герой стал таким (девочка Яга, ее поведение и поступки в детском садике и школе, из - за которых она осталась одна).
6. «Заглянуть» в будущее с целью изменения в положительную сторону свойств героя (избушку Бабы Яги отремонтировали, посадили вокруг сад с цветниками, помыли и почистили дом и саму Бабу Ягу).
7. Придумать название сказки. Продуктивная деятельность по итогам сочинения.
Сказки мы сочиняли с детьми коллективно. Героями наших сказок стали Баба Яга, Водяной, Кощей бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Соловей – разбойник. Придуманные сказки записывали, затем совместно с детьми оформляли иллюстрированные книги. В нашей группе создана целая библиотека авторских детских книг, каждая из которых неповторимо оформлена. Сказки предлагаем прочитать родителям, детям и педагогам других групп.
Результаты работы:
У детей сформировались умения:
- устанавливать причинно - следственные связи в сказках,
- составлять новый текст сказки на основе известных, меняя по собственному выбору свойства героев, место разворота событий и другие показатели,
- разыгрывать сюжеты знакомых и новых сказок,
- речь детей обогатилась сравнениями, эпитетами, образными выражениями,
- дети эмоционально передают содержание сказки, с удовольствием участвуют в совместной творческой продуктивной (речевой и изобразительной) деятельности, причем у каждого ребенка есть своё оригинальное решение проблем сказочного героя, путей его преобразования и совершенствования.
Список литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - Москва, 2005.
2. Сидорчук Т. А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - Ульяновск, 2014.
3. Сидорчук Т. А., Байрамова Э. Э. Технология развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2015.
4. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества у дошкольников. - Москва, 2008.