Елена Борзенкова
«Снег-снежок». Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Образовательная область: Познание
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
По характеру контактов: В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы «Почемучки», воспитатели группы.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный
Актуальность
Публикация «„Снег-снежок“, Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Старшая группа
- Темочки
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Цель проекта : Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
• Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения).
Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
• Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
• оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза» по результатам проекта.
Реализация проекта.
Социализация Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки»
Познание Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).
Коммуникация развитие речи Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей. Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Чтение художественной литературы Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)
Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
Проза: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».
Безопасность Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,
«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
Художественно- эстетическая деятельность Проведение новогоднего утренника
Танец «Снежинки»;
драматизация сказки «Заячья избушка»;
Слушание песни «Метелица»
Физкультурно - оздоровительная деятельность
Подвижные игры «Мороз - красный нос»,
«Снежинки и ветер», «Снежки»
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»
Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.
Спортивный праздник «Снежная карусель»
Развивающая среда Сюжетные картины на зимнюю тематику. Альбом для рассматривания «Времена года»
Продуктивная деятельность Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу»,
«Снежный лес», «Снежинки»
Постройки из снега «Горка», «Тоннель».
Лепка из пластилина на тему «Снегурочка»
Вырезывание снежинок из бумаги
Труд Очистка дорожек, скамеек от снега.
Вынос снега с территории на носилках
Работа с родителями Выставка детских рисунков на тему «Зимушка - зима».
Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза».
Ожидаемые результаты.
• Расширение словарного запаса.
• Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
• Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
• Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Приложение 1
Игра «Доскажи слово»
(необходимо добавить подходящее слово, связанное со словом «снег»).
- Тихо, тихо как во сне падает на землю (снег).
- С неба всё скользят пушинки — серебристые (снежинки).
- Кружатся над головою каруселью… (снеговою).
- На поселок, на лужок тихо падает (снежок).
- Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).
- Рядом снежная фигурка—это девочка (снегурка).
- На снег-то посмотри, - с красной грудкой (снегири).
Приложение 2
Опыты со снегом.
1. Что такое снег?
Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.
Вывод: снег – это замерзшая вода.
2. Сходства и различия льда и снега.
Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.
Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.
Вывод: вода может иметь различный вид
3. Почему снег сильно скрипит в мороз?
Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.
4. Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?
Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.
Вывод: на льду след остаться не может.
5. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?
Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед, в средней – наполовину лед и вода, в нижней – вода не замерзла.
Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы.
6. Что такое снег, как он получается?
Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима).
Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.