Папки-передвижки

Конспект урока истории в 7 классе «Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский»

Жасмин Идрисова
Конспект урока истории в 7 классе «Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский»
▼ Скачать + Заказать документы

"Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский"

конспект урока истории в 7 классе

Тип урока : комбинированный урок.

Цели урока :

Обучающая: выяснить причины появления на исторической сцене Лжедмитрия I, изучить его деятельность, выяснить причины его падения; познакомить учащихся с деятельностью Василия Шуйского, выяснить, почему его правление не закончило Смуту; рассмотреть ход и итоги восстания Болотникова.

Публикация «Конспект урока истории в 7 классе „Смутное время, Лжедмитрий I и Василий Шуйский“» размещена в разделах

Развивающая: развивать навыки работы с учебником, исторической картой, умение работать с доку-ментами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.

Воспитательная: раскрыть решающую роль народных масс в Смутном времени, воспитывать патрио-тические чувства.

Основные понятия: Смутное время, гражданская война, самозванчество, крестоцеловальная запись

Оборудование урока : учебник (Пчелов Е. В. История России XVII - XVIII вв., ноутбук, проектор, презен-тация

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам (слайд 1)

1) Что такое Смутное время? Вспомните и назовите его причины и особенности.

2) Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?

3) Почему на престол был избран Борис Годунов? Что вам известно о его личности? Зачитайте его характеристику

4) Назовите удачи и неудачи правления Бориса Годунова. Можно ли его назвать хорошим царем? Почему в итоге народ оказался им недоволен?

3. Изучение нового материала

План: 1. Лжедмитрий I

2. Царь Василий Шуйский

3. Восстание под руководством И. И. Болотникова (слайд 4)

1. Лжедмитрий I.

В 1602 г. в Польше появился самозванец (слайд 5). "Открылся" он о своем происхождении, находясь "при смерти", и поляки сразу же решили это использовать. И сегодня ученые спорят, кем же на самом деле был человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Лжедмитрий принес присягу польскому королю Сигизмунду, обещал жениться на дочери воеводы Мнишека, а ему отдать часть русских земель. Поляки поддержали его (слайд 6).

В 1604 г. Лжедмитрий вступил на территорию России (слайд 7). Войско его росло как на дрожжах. По-чему же народ был недоволен Борисом Годуновым? (слайд 8). В 1605 г. войско самозванца было разбито царскими войсками (слайд 9). Однако уже в апреле Борис Годунов скончался и царское войско перешло на сторону Лжедмитрия (слайд 10, который победоносно вступил в Москву. Началось правление "Дмитрия Иоанновича" (1605-1606). Среди москвичей же Лжедмитрий получил прозвище "странный царь". Почему? Познакомьтесь с текстом параграфа 2 (пункт 3) и дайте ответ на этот вопрос.

В 1606 г. Лжедмитрий был убит. В чем причины его падения? (слайд 11). Мог ли Лжедмитрий действовать по-другому или его падение было неизбежно?

2. Василий Шуйский (1606-1610)

После смерти Лжедмитрия новым царем стал Василий Шуйский (слайд 12). По словам современников, он был "выкликнут" царем. Как вы думаете, что это значит? Что вам известно о личности Василия Шуйского?

При восшествии на престол Василий Шуйский дал народу "крестоцеловальную запись" (текст на слайде 13). Прочитайте и раскройте смысл этой записи. Можно ли считать, что эта запись ограничивала царскую власть? В. О. Ключевский считал такВасилий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» (слайд 14). Согласны ли вы с этим? Какой аналогичный документ из истории Европы вам известен?

Как вы думаете, все ли население России устраивал "боярский царь"? Кто и почему мог быть им недоволен? (слайд 14). Таким образом, царь Василий Шуйский имел слишком много противников. Его избрание не успоко-ило народ и не прекратило Смуту.

3. Восстание И. И. Болотникова (1606-1607 гг.) (слайд 15)

Противники Василия Шуйского присоединились к новому народному вождю - Ивану Исаевичу Болот-никову, человеку с интереснейшей судьбой (слайд 16). "Знаменем борьбы" стал некто Михаил Молчанов, выдававший себя за чудом спасшегося уже Лжедмитрия. Болотников привлекал народ на свою сторону "прелестными письмами", обещая избавление от тягот. Под Москвой основные силы Болотникова были разгромлены и он отступил к Калуге. Окончательно восстание было разгромлено летом 1607 г. (слайд 17). Как вы думаете, почему Болотников не сумел одержать победу?

С разгромом восстания Болотникова Смута на Руси не закончилась.

4. Закрепление материала

На основе изученного сегодня материала давайте составим в тетради хронологическую таблицу этого этапа Смутного времени

Дата Событие Результат и значение

5. Домашнее задание:

§ 2-3: вопросы.

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Модель оформления сценария творческого урока в 11 классе «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранить память» Модель оформления сценария творческого урока: «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранить память» Автор: Никитушкина Ирина Петровна.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Технологическая карта урока истории в 10 классе «Введение в Новейшую историю» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ИСТОРИЯ. 10 класс Предмет История Всеобщая Класс 10 Номер урока 1 Урочная/не-урочная форма Урок изучения.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» 1. Тема урока :А. Т. Твардовский поэма., Василий Тёркин!". 2. Цель урока: а). Обучающая -дать понятие учащимся о содержании поэмы А. Т. Твардовского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока истории в 7 классе «Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский»
Опубликовано: 22 октября 2023 в 20:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока истории в 7 классе «Смутное время. Лжедмитрий I и Василий Шуйский»» (включая файлы) размещена пользователем Жасмин Идрисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД