Марина Мариненко
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Слово ранит — слово лечит»
▼ Скачать + Заказать документы
"Слово ранит - слово лечит" (НОД для детей старшего дошкольного возраста)
Выполнила:
Мариненко М. И. ,
воспитатель
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников.
Задачи:
- развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя;
- развивать познавательные процессы: речь, память, мышление;
- уметь определять нравственные качества героев, их характер;
Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста „Слово ранит — слово лечит“» размещена в разделах
- составляя пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысловое значение;
- уметь оценивать ситуации, определяя их пользу, необходимость;
- продолжить работу над образованием сложных слов;
- соблюдать правила речевого, поведенческого, столового этикета;
- развивать в детях чувство сострадания, толерантности.
Методы: наглядный ( приемы: демонстрация презентации, иллюстраций);
словесный ( приемы: вопросно-ответная беседа, пояснение, притча, стихотворная рифма);
игровой
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование и материалы для занятия: мультимедийная установка, ноутбук, мяч, «цветик-семицветик»; тест-опрос «Давайте разберемся».
Предварительная работа с художественные произведения:
- иллюстрации к произведению Валентина Катаева «Цветик-семицветик»;
- произведения УНТ (пословицы и поговорки,
- иллюстрации к басне Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица»,
- иллюстрации к сказке Ш. Перо «Золушка»,
- иллюстрация к сказке-были Константина Паустовского «Теплый хлеб»;
- фотоматериалы на тему «Люди с ОВЗ» (Ник Вуйчич, Тийо Сатрио);
- притча о Томасе Эдисоне
Воспитатель: Сегодня мы здесь, чтобы подвести черту нашим знаниям, которые мы получили, изучая произведения, разбирая и анализируя ситуации. Это маленький шажок в мир добрых дел и великих поступков. Можно ли увидев человека, сказать, хороший он или нет? Как мы узнаем человека? (по поступкам, речи, взгляду)
Проверим, поиграем.
1. Конкурс «Вопрос-ответ»
1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка (непослушный)
2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.) (хитрая)
3. В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)
4. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку) (каким был Емеля?/ ленивый)
5. Из какой сказки эти слова : «Тепло ли тебе, девица?» («Морозко»)
6. В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса (умная)
7. «. А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки (Сестрой (заботливой)
А согласитесь ли вы с выражением «слово ранит, слово исцеляет»? (ответы детей) Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
Издавна в народной мудрости скрывались мудрые поступки и качества.
2. Итак, предлагаю вспомнить пословицы и поговорки. Посмотрите на слайд (№ 2) Какую пословицу вы вспомнили? (Цыплят по осени считают). Следующий слайд (№ 3)
(Один рот, два уха – один раз говори, два раза слушай)
Далее (№ 4) (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь)
Следующий слайд (№ 5) (Не рой другому яму, сам в неё попадешь)
3. Следующее задание «Цветик-семицветик» (слайд № 6, №7)
У каждого из вас желание Жени. Ваша задача оценить был ли её поступок важным, нужным, полезным или же он был бесполезным.
(дети анализируют желания)
Разминка.
Воспитатель: Встанем в круг, вспомним строчки придуманного стихотворения (дети передают мяч, произнося стихотворение) :
Люблю, целую, обнимаю,
Счастья, радости желаю.
Чтоб было много друзей всегда,
Мама, папа, ты и я.
Мама, папа, ты и я –
Ведь мы дружная семья.
Воспитатель: У меня в руках простой мяч. Если пнуть по нему, то удар будет сильным, будет больно, а если его подать, бросить с улыбкой, то он попадет прямо в руки. Это также как и у людей, один скажет слово, оно ранит, а другой скажет это слово, оно может исцелить. Предлагаю поиграть в слова. Я буду называть слова, а вы объяснять их значение.
4. Следующее задание «Давайте разберемся»
Слайд № 8 – 12 (ответы на тесты)
5. «Охарактеризуйте героев» (слайд № 13) Опишите характер героев, которых вы увидите на слайде.
6. «Любовь к жизни» (слайд № 14,№ 15)
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на следующие слайды. Кого вы видите на них? Это люди с ограниченными возможностями. Как вы видите, это не только взрослые, но и дети. Это люди, попавшие после аварий, но выжившие. Что вы испытываете, когда смотрите на эти картинки? (рассуждение детей)
вывод. Можно этим людям помогать, их нужно поддерживать. Но не стоит их жалеть. Они счастливы, что они живут, у них есть друзья.
7. История одного мальчика (Томас Эдисон) (слайд № 16)
8. «Нити добра». Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, но чтобы поставить финальную точку, давайте возьмем нить, вспомним волшебные слова, чтобы сделать мир чуточку добрее (нить сплетается в паутинку, как человеческие судьбы). Как сплетаются нити, так и хорошие дела, слова прорастают в ваших душах.