Елена Бушуева
«Сказочный лес». Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития речи детей старшего возраста.
Программные задачи :
-формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова;
-закреплять умение подбирать к существительному прилагательное; упражнять в образовании слов, обозначающих материал предметов.
- Активизировать в речи детей названия сказок, сложные имена сказочных героев.
- Развивать воображение, память, внимание.
- Воспитывать уважение к книге, любовь и интерес к сказкам.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки», отгадывание загадок,
Оборудование:, Музыкальная колонка, флешка с аудиозаписью, презентация с видео звонком Бабы Яги, ноутбук, экран, сказочные предметы :(шапочка красного цвета, золотой ключик, деревянная скалка, и три пластмассовых тарелки, снежный ком, снежинки с загадками. снежное дерево, елка, разрезанная картинка сундук. сундук, книга со сказками.
Ход занятия:
(Проводится координационно-ритмическая игра в начале занятия для концентрации внимания детей). Приветствие: «Доброе утро»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: ребята давайте улыбнемся нашими гостями и поздороваемся. ДОБРОЕ УТРО!
Давайте сделаем для нашего язычка разминку.
Проводится логопедическая чистоговорка:
Са – са – са – рыжая лиса
Су – су - су – живет лиса в лесу
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы
Все – все – все – знают сказки о лисе.
Воспитатель: Назовите, сказки где есть лиса?
-Какая бывает лиса в сказках? (злая, хитрая, шустрая, рыжая, ловкая)
-Назовите по-другому это животное? (Лисичка, лисонька, лисица, хищница, зверь, рыжая плутовка)
-Сколько слогов в слове лиса? Как мы еще определяем слоги в словах? (ответ детей)
- А кто придумывает сказки? (народные, авторские).
(Подходят к книжному уголку)
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были, жил –да был)
Воспитатель: Так начинаются многие сказки, Начало сказки называется – зачин. (0тветы детей)
Воспитатель: Хотите сегодня почитаем новую сказку?
Дети: Да!
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Я для вас приготовила новую книгу со сказками.
А где же наша книга, куда она пропала?
Ой, подождите- ка, ребятки. У нас видео звонок.
«Здравствуйте, ребятки! Вы меня узнали? Это я книжку со сказками спрятала в сказочном лесу, потому что вы не всегда бережно относитесь к книгам. Чтобы ее вернуть, я предлагаю вам выполнить задания. За каждое выполненное задание вы получите части рисунка, соберете его и узнаете где спрятаны сказки»
Воспитатель: Ну что, ребята, выполним задания Бабы - Яги, не испугаемся трудностей? Тогда, вперёд! (встают в круг, около экрана)
Воспитатель: Я предлагаю вам полететь на воздушном шаре. Ну, прежде чем нам полететь, надо его надуть. (дыхательная гимнастика) Сделаем большой вдох через нос, спокойно выдыхаем через рот (Ш-ш-ш) Руками будем изображать шар, и полетели. А теперь нам надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделаем вдох и выдох. Выдыхаем медленно, не торопясь. (с-с-с) Вот мы ребята и попали в сказочную страну.
Что же это там я вижу, посмотрите же скорей, ребята.
На заснеженной яблоньке весят снежинки. - Давайте посмотрим.
Задание 1: Загадки
Ребята, это «Сказочные загадки» от Бабы-Яги, отгадаем? (да)
Загадки:
1. Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой и самой красивой. (Царевна-лягушка)
2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (По щучьему велению)
3. Из цветка тюльпана вышла,
зимовала в норке мыши,
ласточка её спасла,
в страну эльфов унесла. (Дюймовочка)
4. Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток, Север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)
(Валентин Петрович Катаев)
5. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Задание2: Игровое упражнение со снежком «Дополни имя сказочного героя»
Воспитатель: Посмотрите, под деревом снежный ком. Давайте поиграем
- Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.
(Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч, Сивка-Бурка,Красная-Шапочка, Елена-Прекрасная, Серый-Волк, Хитрая-Лиса, Заяц-Хвастун и т. д.)
Воспитатель: - Молодцы, с заданием вы справились.
(На елке воспитатель находит вторую часть рисунка).
Задание 3: Разминка «Баба Яга»
На елке лежит конверт с письмом.
«Хочу увидеть и узнать, умеете ли вы играть? А изобразите- ка мне Бабу Ягу»
В тёмном лесу есть избушка (шагают на месте)
Стоит задом наперёд (поворачиваются)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка Яга живёт (грозят другим пальцем)
Нос крючком (показывают пальцем)
Глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая такая (бег на месте)
Дыбом волосы стоят (руки вверх) (Изображают)
(Воспитатель находит в конверте третью часть рисунка).
(Дети подходят к столу накрытым белой тканью.)
Задание4: «Какому сказочному герою принадлежит этот предмет?» Посмотрите на снежном сугробе лежат предметы из разных сказок. Герои сказок потеряли свои вещи. Нужно вспомнить из какой сказке каждая вещь.
(Яйцо, стрела, деревянная скалка (лисичка со скалочкой, лошадь (сивка-бурка)
Назовите из какого материала изготовлен предмет. «скалка сделана из дерева – она деревянная,. и т. д.) и вспомнить героя сказки, которому подходит данный предмет. (Часть рисунка находят в сугробе)
Задание 5 Дидактическая игра «Собери картинку»
Мне кажется мы нашли все части картинки. Давайте попробуем ее собрать. (собирают картинку- сундук).
Ребята,вы догадались куда спрятала книгу,Баба Яга?
Дети находят сундук.
Воспитатель: Ну вот, ребята, нашли мы наши книгу. Наше сказочное путешествие подошло к концу. Вспомните, а как заканчиваются сказки? (Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец! Стали жить-поживать да добра наживать)
-Молодцы, Р. Н. С. имеют сказочную концовку.
можно возвращаться в детский сад.
Мы возьмем свой воздушный шар немного его надуем и полетим обратно. Вот уже я вижу наш садик, спускаемся, что делать будем (сдуем шар). Все вот мы в своей группе.
Видео звонок от бабы Яги
«Молодцы, нашли свои сказки, но если вы не будите их беречь, снова заберу и никогда не отдам вам.
А теперь прощайте, мне пора».
Ребята, а где мы с вами сегодня были?
А для чего мы отправились в сказочный лес?
Что мы с вами там делали?
Понравилось ли вам путешествовать?
Воспитатель: Ребята, чтобы Баба Яга больше не забрала наши книги,
что же нужно делать?
(Ответы детей). (Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно читать.
Список литературы:
1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал / авт. -сост. О. М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с
3. Гербова В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа/ В. Гербова. – М. : Мозаика- Смнтез, 2015. – 144 с.
4. Интернет источник: https://mamamozhetvse.ru/65-luchshix-zagadok-pro-geroev-skazok.html