лариса манаенкова
«Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова» (проектная деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Направленность проекта
Формирование базовой культуры посредством при-общения детей к музыкальной культуре и художе-ственной литературе, обогащение духовного мира детей и развитие их творческих способностей в продуктивной деятельности.
Название проекта «Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова»
Вид проекта Познавательно - творческий
Возрастная группа Старшая группа
Автор проекта Манаенкова лариса Александровна
Количество участников Дети старшей группы 24 человека
Публикация «„Сказочные образы в музыке Н, А, Римского-Корсакова“ (проектная деятельность)» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Продолжительность проекта Краткосрочный (май - июнь)
Сроки реализации 15.05 – 02.06 2023 год
Основная идея. Актуальность. По-становка проблемы Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – акту-альнейшая задача сегодняшнего дня.
Сказка – та форма, тот метод воздействия, кото-рый малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помога-ет понять музыку.
Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Постановка проблемы: недостаток знаний о вели-ких поэтах и композиторах русской классики.
Цель проекта Объединить различные виды художественной дея-тельности детей в целостный педагогический про-цесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, изобразительных).
Задачи (образовательные, развиваю-щие, воспитательные) Образовательные : закреплять знания о компози-торах, поэтах, об опере, познакомить с симфони-ческой картиной «Три чуда» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Развивающие: развивать творческое воображение детей средствами музыки, поэзии и изобразитель-ного искусства.
Воспитательные: воспитывать любовь к классиче-ской музыке, русской поэзии.
Планируемые результаты (которые можно проверить) Расширение диапазона знаний у детей о литератур-ных и музыкальных произведениях авторов-классиков.
Повышение активности и заинтересованности в образовательном процессе детей, педагогов и родителей.
Работа над проектом будет способствовать форми-рованию эстетического восприятия окружающего мира, приобщению к миру искусства;
Участие в проекте способствует развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, рече-вой и театрализованной деятельности.
Методы и формы реализации Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование диагностирование.
Практические методы: импровизированное музи-цирование, пение, театрализованная деятельность
Наглядные методы: демонстрация наглядных по-собий, пополнение содержания книжного уголка книгой с иллюстрациями для самостоятельной дея-тельности, просмотр мультфильма, организация выставки рисунков, изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок.
Словесные методы: беседа, рассказ, чтение худо-жественной литературы, заучивание отрывков сказки.
Средства реализации (ресурсы обес-печения) Литература:
• Н. А. Римский-Корсаков «Летопись моей му-зыкальной жизни»
• Соловцов «Н. А Римский-Корсаков» изда-тельство «Музыка»
• https://273music.ru/index.php/o-kompozitorakh/88-rimskij-korsakov-kompozitor-skazochnik
• https://propianino.ru/krasochnye-zvuki-skazki
Итоговое мероприятие НОД «Сказка в музыке»
Продукт проектной деятельности Книга с иллюстрациями для самостоятельной дея-тельности детей
Этапы проектиро-вания
Сроки Виды деятельности
Цель
Исполнители
1 этап подготови-тельный 15.05.2023 –
19.05.2023 Цель.
Познакомить детей со сказкой в музыке на примере симфони-ческой картины «»Три чуда» из оперы Н. А. Римского – Корса-кова «Сказка о царе Салтане» по одноимённой сказке А. С. Пушкина.
Виды деятельности.
Разработать конспекты для занятий с детьми по теме.
Составить рекомендации для родителей и воспитателей.
Подобрать иллюстрации по теме «Три чуда».
2 этап
основной
(см. таблицу II)
22.05.2023 – 26.05.2023 Цель.
Объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстети-ческой культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).
3 этап заключи-тельный 29.05.2023 – 02.06.2023 Цель.
Обогатить коммуникативный, игровой, эмоциональный опыт дошкольников.
Виды деятельности.
Выставка детских рисунков по теме: «Три чуда»
Представление книги для самостоятельной деятельности де-тей.
НОД «Сказка в музыке»
II. Основной этап
Сроки 15.05 – 19.05 2023 г.
Образовательные об-ласти
Возрастная группа
Старшая группа
I блок: Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие
Развитие речи Знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Художественно-эстетическое развитие
Музыка Знакомство с композитором Н. А. Римским – Корсаковым
II блок: Режимные моменты
Чтение художествен-ной литературы Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Театрализованная деятельность Подготовка к инсценировке «Три девицы под окном…» (распределение ролей, подбор костюмов)
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Создать у детей желание использовать полученную информацию в самостоятельной игоровой дея-тельности.
Добавить в книжный уголок книгу «Сказки А. С. Пушкина
IV блок: Работа с родителями
Порекомендовать родителям посмотреть вместе с детьми мультфильм «Сказка о царе Салтане»
Сроки 22.05 – 26.05 2023г.
Образовательные об-ласти
Возрастная группа
Старшая группа
I блок: Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие
Развитие речи Заучивание отрывка из сказки А. С. Пушкина из сказки «Сказка о царе Сал-тане» «Три девицы под окном…»
Художественно-эстетическое развитие
Музыка 1. Беседа о творчестве Н. А. Римского – Корсакова
2. Слушание фрагментов оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»
II блок: Режимные моменты
Чтение художествен-ной литературы Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Театрализованная деятельность Инсценировка фрагмента сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Предложить детям нарисовать иллюстрацию к каждому «чуду» «Сказка о царе Салтане»
IV блок: Работа с родителями
1. Консультация: «Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детьми дома»;
Сроки 29.05 – 02.06.2023 г.
Образовательные об-ласти
Возрастная группа
Старшая группа
I блок: Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие
Развитие речи Заучивание отрывка сказки «Тридцать три богатыря»
Художественно-эстетическое развитие
Музыка 1. Слушание фрагментов «Три чуда», демонстрация иллюстраций
2. Дидактическая игра «Найди нужную иллюстрацию»
II блок: Режимные моменты
Чтение художествен-ной литературы Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Театрализованная деятельность Игровая ситуация «Превращения князя Гвидона»
III блок: Самостоятельная деятельность детей
Принести в игровой уголок шапочки комара, мухи, шмеля для самостоятельной игры «Превраще-ния князя Гвидона»
IV блок: Работа с родителями
Методические рекомендации: «Слушаем классическую музыку вместе с ребенком»
Оценка результатов и отчетность
Результат.
Закрепились знания о композиторах, поэтах, об опере. Дети познакомились с симфониче-ской картиной «Три чуда» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Получило развитие творческое воображение детей средствами музыки, поэзии и изобрази-тельного искусства. Закрепились умения детей соотносить свои действия с характером музы-ки в творческих проявлениях.
Обогатился коммуникативный, игровой, эмоциональный опыт дошкольников, расширился их кругозор, повысился познавательный интерес к классической музыке, поэзии А. С. Пушкина.
Выводы.
Участие в данном проекте способствовало расширению диапазона знаний у детей о литературных и музыкальных произведениях авторов-классиков.
Пополнился словарный запас.
Повысилась активность и заинтересованность в образовательном процессе детей, педагогов и родителей.
Работа над проектом способствовала формированию эстетического восприятия окружающего мира, приобщению к миру искусства.
Проект способствовал развитию детского творчества в изобразительной, музыкальной, рече-вой и театрализованной деятельности.
Продукт проекта.
Выставка детских работ по теме «Три чуда»
Книга с иллюстрациями для самостоятельной деятельности
Итоговое мероприятие.
НОД «Сказка в музыке»
Участники: воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Приложение.
Паспорт методической разработки НОД.
Дата: «03» июня 2023г.
Тема НОД: «Сказка в музыке»
Группа: старшая группа
Вид деятельности : слушание, исполнительство, творчество.
Образовательная область : «Художественно – эстетическая»
Форма организации: занятие.
Планируемый результат.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к искусству музыкальному, как классическому, так и на-родному.
Задачи.
Образовательные : закреплять знания о композиторах, поэтах, об опере, познакомить с от-рывком «Три чуда» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»; познако-мить с творчеством художников – иллюстраторов.
Развивающие: развивать творческое воображение детей средствами музыки, поэзии и изо-бразительного искусства;
закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к культурному наследию;
развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.
Интеграция: ОО «Познавательное развитие».
Задача.
Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре и художественной литературе.
Методы и приёмы.
• наглядные и игровые методы в сочетании со словесными (беседа, рассказ; наглядные – демонстрация, наблюдение);
• использование ИКТ;
• смена разных видов деятельности.
Виды детской деятельности : слушание музыки, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Предварительная работа: чтение и беседа по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"; знакомство с композитором и с оперой Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"; подготовка наглядного материала к опере Н. А. Римского-Корсакова; заучивание детьми не-больших отрывков и отдельных фрагментов: "Белка", "Тридцать три богатыря" и "Царевна-лебедь"; обучение детей игре на музыкальных инструментах.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, атрибуты для театрализации, иллюстрации к сказке.
Ход НОД.
Организационный момент (3 минуты)
Дети входят в зал, садятся на стулья.
Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли в огороде», входят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку у центральной стены, занимаются рукоделием.
Музыкальный руководитель.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-ая девица.
Кабы я была царица
Музыкальный руководитель.
Говорит одна девица.
1-ая девица.
То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.
2-ая девица.
Кабы я была царица
Музыкальный руководитель.
Говорит ее сестрица, -
2-ая девица.
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
3-я девица.
Кабы я была царица,
Музыкальный руководитель.
Третья молвила сестрица
3-я девица.
Я б для батюшки царя
Родила богатыря!
Музыкальный руководитель.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Основная часть (20 минут).
Музыкальный руководитель.
Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (Дети отвечают). Правильно, это "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
Вспомнить, кто такие поэты и композиторы.
А знаете ли вы автора «Сказки о царе Салтане»?
Эту сказку написал А. С. Пушкин.
Показ портрета А. С. Пушкина.
А как вы познакомились с этой сказкой? (Читали книгу, смотрели мультфильм)
А музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков.
Показ портрета Н. А Римского – Корсакова.
Николай Андреевич Римский - Корсаков сочинил много замечательной музыки. Он автор 15 опер среди которых опера «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Сказка о золотом пе-тушке».
Сегодня мы продолжим слушать музыку из оперы «Сказка о царе Салтане».
Кто напомнит, что такое опера?
Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Стихи А. С. Пушкина звучат как музыка. Композитору Римскому – Корсакову очень понравилась сказка, и он решил сочинить к ней музыку.
Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства и послушать отрывки из оперы Римского Корсакова «Сказка о царе Сал-тане»
В своей опере Николай Андреевич Римский – Корсаков придумал волшебный город Леде-нец.
А вот и сам сказочный город Леденец. Таким увидели его художники И. Билибин и В. Конашевич.
Дети рассматривают эскиз декорации И. Билибина к опере «Город Леденец». Эскиз деко-рации выдержан в светлых зелёных и жёлтых тонах, создающих радостное настроение.
В. Конашевич «Город Леденец». Обратить внимание на формы вырастающего из земли го-рода, с башенками и маковками, узорчатого, сказочного.
В волшебном городе Леденце было три чуда.
Читает отрывок ребенок.
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут»
Дети рассматривают иллюстрацию «Белка» В. Конашевича.
Послушайте, как Николай Андреевич Римский - Корсаков отобразил эти чудеса в музыке.
Звучит тема белочки.
Музыкальный руководитель.
Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Песенка белки – это рус-ская народная песня «Во саду ли в огороде».
Прозвучала звонкая песенка волшебной белочки. Помните:
…белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всё м народе:
«Во саду ли в огороде».
В музыке белки тоже есть «присвисточка». Её исполняет инструмент с забавным названи-ем: флейта - пикколо, что в переводе с итальянского означает «маленькая флейта». Голос у неё тонкий, высокий, светлый и немножко свистящий.
Давайте послушаем эту же музыку на металлофонах в исполнении наших ребят.
Исполнение отрывка.
А мы знаем еще распевку на эту тему.
Дети поют.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла -
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
Музыкальный руководитель.
И снова вернемся в сказку, вспомним второе чудо.
Ребенок читает отрывок.
«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор»
Детям предлагается послушать следующий отрывок из оперы «33 богатыря».
Второе чудо «Сказки о царе Салтане» - тридцать три богатыря во главе с дядькой Черно-мором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.
В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Музыка их мужественная, торжественная, похожа на марш. Она рисует гордую поступь богатырей.
Дети рассматривают иллюстрацию «Тридцать три богатыря» В. Конашевича.
Богатыри постепенно выходят из моря, князь Гвидон любуется ими. Краски торжествен-ные, радостные, яркие.
Музыкальный руководитель.
Какое же третье чудо произошло в сказке?
Ребенок читает отрывок.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит».
Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-Лебедь.
Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь – это удиви-тельно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.
Прослушивание музыкального фрагмента.
Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы : она, то взлетает вверх, то падает вниз. Аккомпанемент – нежный, трепетный – рисует тихое прозрачное море, плещущее под лёгким ветерком. А когда птица - лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, тёплой и человечной. В ней звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася».
Дети рассматривают репродукцию картины М. Врубеля и иллюстрацию В. Конашевича.
Музыкальный руководитель.
А какие еще превращения были в сказке?
В кого превращался молодой князь?
Ребёнок читает отрывок.
«И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился».
Предлагает детям послушать сцену превращения князя в шмеля.
Звучит тема «Полет шмеля». Показ слайда-клипа.
На что была похожа эта музыка? Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля.
Речевая подвижная игра «Шмель»
Еще раз звучит тема «Полет шмеля».
Тут князь очень уменьшился. Дети приседают.
Шмелем он оборотился. Выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.
Полетел и зажужжал. Бегут на носочках, взмахивая руками.
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился Приседают.
На корму – и в щель забился.
Музыкальный руководитель.
А сейчас всех приглашаю в хоровод. А музыку для нашего хоровода я выбрала вот такую.
Звучит мелодия «Во саду ли, в огороде», в исполнении оркестра русских народных инст-рументов, дети выполняют хороводные движения.
Заключительная часть (2 минуты)
Игра с мячом «Вспомни сказку»
1. Кто в сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
2. У кого из героев «месяц под косой блестит»?
3. Кто выходит из моря за дядькой Черномором?
4. В кого превращался главный герой сказки?
5. Как называется эта сказка?
6. Кто автор?
7. Кто написал музыку?