Виктория Кудаева
«Сказочное» воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они «черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
С помощью сказки можно научить детей оригинально, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Публикация «„Сказочное“ воспитание дошкольников» размещена в разделах
Любая сказка имеет свой «нравственный урок», не зря существует поговорка: «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Нетрадиционный подход дает возможность уяснить, что в сказе или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко. Здоровая конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
Как же «воспитать добрые чувства»? Доброта стала дефицитом в окружающем мире. Добрый человек – это человек с мягким характером, любящий помогать другим, умеющий сочувствовать, сопереживать, умеющий соотносить свои желания с желаниями других, умеющий уступать, в конце концов, относящийся с уважением ко всем окружающим.
Ш. А. Амонашвили так сказал о доброте : «Есть важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты». Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта не имеет национального оттенка, она всеобща. «Спеши творить добро», в этом латинском призыве общечеловеческое чувство доброты. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявлять щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.
Нравственные моменты в сказке учат детей сравнивать, сопоставлять; формируют привычку доказывать своё мнение; дают малышу возможность выбора собственной позиции и т. д. Сделать еще один шаг в формировании доброты помогает тризовская игра «Хорошо-плохо».
До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Пословицы помогают детям понять идею сказки. Когда ребенку ясен смысл пословицы, его легче увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых годилась бы данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием, не искажая идеи произведения.
Сочинение сказок формирует логическое мышление, способствует общению, развитию мышления и воображения. Каждый ребенок – клад фантазии. У детей достаточно изобретательности. А изобретательность относится к развивающему обучению.
Для развития мышления и воображения, очень важна постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера, так как развивают смекалку, сообразительность. Сказку можно связать и с математикой. Самый распространенный математический вопрос: «Чем похожи, чем отличаются». Найти сходство и различие – это логика, а математика без логики не существует. Кроме того, сказка развивает руки. Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Предлагаю детям разные задания: зарисовать придуманную сказочку, изобразить схематично, обыграть эпизод с помощью кукол и т. п.
То, что доброжелательность дефицит мы, воспитатели, убеждаемся каждый день, наблюдая за общением наших детей. Сказка «Колобок» хорошо знакома нашим детям. Для развития мышления и воображения предложила детям ответить на вопрос: «Как спасти Колобка?», вот, что мне ответили:
Даша: «Надо подстрелить Лису разрезать ей живот, освободить Колобка».
Данил: «Надо сделать ловушку для Лисы с ядом».
Соня: «Надо побрызгать Лису отравой, чтобы она умерла…»
Влад: «Я бы позвал Медведя, чтобы он спасал Колобка».
Вова: «Я бы нашел кусок мяса, подложил его Лисе, чтобы она отвлеклась. Она бы стала есть мясо и отвернулась бы, а я бы схватил Колобка и убежал…».
Матвей: «Я бы хотел поймать Лису в сеть и снять с нее шкуру, чтобы сделать куртку, а Колобка мы отвезем домой…».
Настя: «Я бы объяснила все Лисе. Нельзя ведь есть все, что на дороге попадается, потому что оно грязное…» и т. п.
Как видно из ответов, предложения не очень-то добрые.
Следующий мой шаг был знакомство с пословицами о добре. К этой работе привлекла родителей (это были дети средней группы, сейчас мы подготовительная). Папы и мамы с помощью фотографий, рисунков, подбора картинок через интернет изобразили сущность предложенных пословиц и поговорок.
Большую помощь в подборке произведений оказали книги Лопатиной. Например, на две недели брала тему нравственного урока «Мир не без добрых людей» и работала с детьми как по сказкам русского народа («Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка» и др., так и по литературным авторским сказкам («Золушка», «Красная Шапочка» и др.). Затем рассмотрели тему «Учись на добро отвечать добром» («Кривая уточка», «Дикие Лебеди» Г. Х. Андерсена и др.).
Следующей взяли тему нравственного урока «Добро век не забудется» (р. н. с. «Баба яга», «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и др.)
А также другие темы нравственных уроков. Каждая сказка воспитывает определенные добрые чувства. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - подбор положительных определений: Алёнушка какая? – заботливая, нежная, ласковая, преданная, чуткая, внимательная и т. п. Например, сказка «Морозко» помогает понять детям выражение «Какова работа, такова и награда», а сказка «Хаврошечка» поясняет пословицу «Нет худа без добра» и т. п.
Поскольку мы подготовительная группа, то мы организовали для детей литературный мини-музей «Интересный разговор», где постоянно оформляются выставки детских работ: это и «детские мечты», и «мысли наших детей», и рисунки по русским народным сказкам и авторским, и детские сказочки, оформленные с маленькими книжечками, написанные самими детьми, или напечатанные родителями…
Читая с детьми сказку Анны Рубанович «Приключение Храбришки», дети с удовольствием рисовали по содержанию произведения; и вместе и по отдельности составляли продолжение сказки. Интересные и занимательные книжечки составили Матвей Т., Вова З., Аня Ю.
как дети любят иллюстрировать то, что они сочинили сами: составили альбомы по детской сказке «Про Нерпёнка», «Сказка о том, как Алиса спасла Золотую Рыбку», по сказке «Друзья», «Катерок» (Вова З., «Я- серая уточка» (Аня Ю., «Баба – Ягуля Добруля» (Соня Б.) по сказке «Обезьяний остров» и д. р.
Много внимания уделяем сказкам народов Прибайкалья (бурятским, эвенским, якутским) знакомимся и с пословицами и поговорками этих народов.
мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом. Лучше воспитание толерантного поведения – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Очень важно научить ребенка познавать собственную ценность и ценность другого человека. Пусть каждый человек живёт с сердцем, наполненным добротой ко всем людям, как к самому себе. Добротой, направленной повсюду: на восток и юг, запад и север, вверх и вниз. С сердцем без обиды и злобы, возвышенным, безмерным по доброте и охватывающим весь мир.
Формирование этнокультуры ребенка понимается как единство его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательного развития к общечеловеческим ценностям, в первую очередь относятся нравственные. А начало нравственности лежит в укладке жизни ребенка, в его отношениях с близкими людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой – непросто ребенку заметить какое настроение у близких ему людей: радостные они или огорчены, веселы или грустны, еще труднее научится сопереживать, совершить по собственной воле добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость. Вот здесь и приходит на помощь сказка.
Она вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.