Марина Аликаева
Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Сказкотерапия : возможности и эффективность применения в ДОУ»
Сказкотерапия - это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.
В младшем школьном возрасте сказка для ребёнка не просто фантазия, но и особая реальность. Она словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все, чего не бывает в жизни.
Публикация «Сказкотерапия: возможности и эффективность применения в ДОУ» размещена в разделах
Способ общения через сказку ценен тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально -- ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама.
Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок может увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности. Сказкотерапия предоставляет возможность самопознания, самовыражения, позволяет ребёнку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Идеи для сказкотерапии
1. Окружающий нас мир - живой. Эта идея важна для бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает (люди, растения, вещи).
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Это важно для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизмов целеполагания и терпения.
5 Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только тогда, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру
Перечисленные философские идеи могут являться темами обсуждения.
Основные типы сказок
Народные сказки. Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, работая с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении, пришел к выводу, что только народная сказка задевает все стороны личности ребенка, способствует повышению его уверенности в себе и своем будущем.
Народные сказки идут из глубины веков, когда природа для людей была живой, поэтому в них растения, животные, вещи, явления природы, чувства, отношения «оживотворяются» и персонифицируются. Они заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении веков, затрагивают экзистенциальные проблемы старения, смерти, пределов нашего существования, показывают в символической форме способы разрешения этих проблем. Современные истории для ма-леньких детей в большинстве своем обходят острые проблемы. Выделяют несколько видов народных сказок.
Сказки о животных. Чаще всего применяются в сказкотерапевтической работе с детьми до 5 лет. Мышлению детей этого возраста присущ анимализм, поэтому они лучше воспринимают жизненный опыт, идентифицируя себя с животными.
Бытовые сказки. Очень полезны в семейном консультировании и в работе с подростками, так как формируют образ семейных отношений. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтов, формируют здравый смысл и здоровый юмор по отношению к жизненным невзгодам, раскрывают маленькие семейные хитрости (особенно восточные сказки).
Страшные сказки. Это сказки про нечистую силу и сказки- страшилки в современной детской субкультуре. Их психотерапевтический эффект связан с опытом детской самотерапии, когда ребенок много раз моделирует и переживает тревожную ситуацию в сказке и тем самым отреагирует и снимает напряжение (актуальны с 7 лет).
Волшебные сказки. Эти сказки - кладезь жизненной мудрости, через них в бессознательное поступает информация о духовном развитии человека, возможности изменений, превращений. Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей старше 5 лет.
Каждый знает или хотя бы чувствует, что большинство сказок самых разных народов, несмотря на многообразие содержания, обладает одинаковой структурой. В сказке легко заменить Ивана- царевича на Аленушку или Мальчика-с-пальчика, молодильные яблоки - на волшебную дудочку или сапоги-скороходы - структура сказки, ее сюжет и окончание от этого не изменятся. Наиболее удачное исследование структуры волшебной сказки принадлежит русскому лингвисту Владимиру Яковлевичу Проппу. В качестве основания морфологии «волшебной» сказки он ввел понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. В результате исследований 100 русских сказок из сборника Афанасьева В. Я. Пропп пришел к выводу, что волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из семи героев: царевна - искомый персонаж, отправитель, герой, даритель, помощник, антагонист, ложный герой, а сюжет содержит в себе 31 функцию в строго определенной последовательности. Причем эта структура относится и ко многим сказкам о животных, бытовым сказкам.
Авторские художественные сказки. Эти сказки более трепетные, образные, чувственные, чем народные, они чаще всего раскрывают частные стороны жизни, в них глубже и тоньше интерпретации. Считается, что в авторских сказках присутствуют лич-ностные проекции автора, его внутренние конфликты и собственные, не всегда оптимальные пути их решения, а некоторые авторские сказки даже формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Х. К. Андерсена может формировать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Но это не так, просто данные сказки бывают недостаточно осмысленны, автор не виноват в неприятных переживаниях и несложившейся жизни читателя. Читатель выбирает из сказки то, что ему близко в данный момент, например, чувство одиночества и покинутости.
Дидактические сказки. Это сказки, в которых передаются новые знания, умения, навыки. Такие сказки часто используются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, ноты, арифметические действия) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Психологи также используют этот тип сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих и сказкотерапевтических занятиях. Например, можно показать необходимость, смысл, важность каких-то знаний, умений и навыков: необходимость быть вежливыми или убирать игрушки на место и т. д.
При этом важно понимать причину деструктивного поведения ребенка. Например, если он желает привлечь к себе внимание, то в сказке должны содержаться модели положительных способов привлечения внимания. Если ребенок стремится к власти над взрослыми, сверстниками, то в сказке нужно предложить позитивную модель лидера, который прежде всего заботится о своих друзьях и т. п.
Сказка только тогда становится психокоррекционной, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение. Поэтому психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет - фей, волшебников, принцесс, солдат и пр. При работе с детьми 5-6 лет лучше всего опираться на волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, можно обсудить, если он этого хочет. В любом случае, независимо от его реакции сказка все равно оставит след в душе ребенка и через некоторое время проявится в поведении.
Организация процесса сказкотерапии, формы, методы работы
Сказкотерапия может проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Причем групповая форма сказкотерапии наиболее популярна и считается более эффективной, так как она динамичнее, позволяет использовать большее количество игр, драматизаций, импровизаций.
Количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Для маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития оптимальны небольшие группы (4-6 человек). Частота встреч - 2 раза в неделю по 25-30 мин. Группа подростков и взрослых может состоять из 12-14 человек. Частота встреч - 1 раз в неделю по 60-90 мин. Возможен вариант интенсивного тренинга по 5-6 час.
Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которой можно пользоваться при составлении коррекционных программ. Алгоритм каждого занятия включает в себя три части: вводную, основную, заключительную. Вводная часть представляет собой ритуал «входа» в занятие, который помогает создать настрой на совместную работу и обсуждение темы занятия. Основная часть представляет собой непосредственно коррекционно-развивающую работу с использованием сказкотерапевтических методов и приемов. Заключительная часть включает подведение итогов того, что происходило на занятии, и ритуал «выхода» из занятия. С подробным вариантом структуры сказкотерапевтического занятия можно познакомиться в работе.
Для сказкотерапии характерно многообразие форм, методов работы, в том числе за счет интеграции с методами других направлений экспрессивной терапии (арт-терапии, игровой, песочной терапии, драматерапии, библиотерапии, куклотерапии, имидж-терапии, что позволяет использовать ее для работы с широким спектром проблем и с людьми практически всех возрастов, поскольку сказку можно рассказывать, анализировать, сочинять, рисовать, драматизировать, в том числе с помощью кукол, медитировать на сказку.
Рассказывание сказок.
Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок в сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Различают индивидуальное рассказывание (рассказывание от 1-го или от 3-го лица) и групповое рассказывание (придумывание сказки «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки).
Рассказывание от 3-го или 1-го лица (рассказывает ведущий). В этом случае нужны актерские умения и навыки. Нужно вжиться в образы героев сказки : передавать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций и то, какие из них способствуют развитию человека или разрешению проблем, психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты. Таким образом, у человека активизируются собственные бессознательные процессы, стимулирующие его личностный рост.
К основным правилам организации данного процесса относятся:
• Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, тогда у ребенка будет сохраняться ощущение, что это понарошку, что позволит ему не чувствовать себя виноватым, не испытывать смущения.
• Сказку надо рассказывать непреднамеренно, как будто случайно. Например, в ходе консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, или во время случайного перерыва).
• У сказки должно быть разумное основание. Можно начинать сказку словами : «Сегодня утром я видела по телевизору передачу.» или: «У одной моей знакомой девочки тоже есть.»
• Нельзя обсуждать и анализировать сказку сразу после ее окончания. Надо дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами. Можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку на следующей встрече.
• Нельзя перегружать ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он «не утратил к ним чувствительность» .
Групповое рассказывание «по кругу» известной всем сказки (с 5,5-6 лет). В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей (подростков, взрослых). Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повество-вание разбивается на отрывки произвольно и спонтанно. В детской группе ведущий участвует в данном процессе.
Групповое придумывание сказок «по кругу» (с 4-х лет). Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например : «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был.», следующий участник присоединяет одну-две фразы и т. д. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга и имела свой конец
Сочинение сказок. Здесь также подразумеваются различные формы работы: переписывание сказок, дописывание сказок, сочинение новых сказок и историй.
Групповое рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана «по кругу», участники придумывают к ней продолжение (каждый по маленькому кусочку, причем последний участник должен закончить сказку.
Индивидуальное придумывание, переписывание или дописывание сказки. В первую очередь, это важный диагностический материал. Подростки и взрослые сами сочиняют сказку. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно или вместе с психологом. Так, Р. М. Стиртцингер предложил метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка. Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего Я, осознать свой гнев и выразить его без опаски.
Индивидуальное придумывание и рисование сказки. Преимущественно эффективно в работе с детьми с 6 лет. Здесь также используется метод «общего сочинения историй» ребенком и психологом. Ребенок начинает придумывать историю и сразу ее рисует, психолог подключается к рисованию, вводя в сказку или новый персонаж, или принимая на себя роль одного из персонажей ранее озвученных ребенком. В процессе совместного сочинения и рисования психолог вводит в рассказ проблемную ситуацию, показывает негативные последствия для героя его поведения в этой ситуации и стимулирует ребенка найти наиболее адекватный выход из нее. При этом можно использовать неограниченное количество рисунков, в результате получается целая история в картинках. Преимущество такой формы работы перед простым придумыванием сказки в том, что она дает психологу больше времени для обдумывания и направления сюжета в психотерапевтическую сторону.
Кроме того, образы сказки материализуются на листе бумаги, становятся зримыми и с ними можно наглядно производить позитивную трансформацию.
Групповое придумывание и рассказывание нарисованной сказки. Для занятия требуются: большой лист ватмана, краски, кисти, спокойная музыка. Дети по очереди рисуют на ватмане свой кусочек сказочной страны, затем внимательно смотрят на общий готовый рисунок и могут еще что-нибудь добавить. Процесс группового рисования дает важную информацию о групповой сплоченности, распределении ролей в группе.
После того как сказочная страна нарисована, есть два варианта работы:
- начать придумывать по очереди, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет там происходить;
- попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки и придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной сказочной стране.
Сказочная куклотерапия.
Куклы в сказкотерапии - это реальное воплощение образов. Куклотерапия основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мульфильма, она применяется для разрешения внешних и внутренних конфликтов, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, психотравмами.
В сказочной куклотерапии используются несколько вариантов кукол: марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1) изготовление кукол (в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни);
2) использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.
Кукла-марионетка. Обычно состоит из головы и платья с вшитыми кистями рук, она очень проста в управлении (одна нить служит для управления головой, другая - руками) и достаточно самостоятельна, так как находится на расстоянии от кукловода. Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером его наделяет. Кукла может иметь или одно лицо, или сменные лица, позволяющие моделировать различные эмоции, или вообще не иметь лица, стимулируя фантазию ребенка о ее на-строении, что позволяет диагностировать его актуальные проблемы. Манипуляция такой куклой дает ребенку возможность проявлять через нее свои эмоции, состояния, которые он испытывает, но по каким-либо причинам не проявляет в реальности.
Пальчиковые куклы. Самым простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Можно изготавливать такие куклы и в виде цилиндров из плотного картона, соответствующих размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы изготавливаются из черного или темного картона или бумаги и используются преимущественно для работы с детскими страхами. Обычно страх невидим, материализация же в кукле лишает его пугающей составляющей, снижает эмоциональную напряженность, ведь ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.
Можно использовать эти куклы в теневом театре, проецируя их на экран - большую коробку с вырезанным дном и прозрачной бумагой вместо него. Ребенок может играть на экране своей куклой, рассказывать ее историю.
Веревочные куклы. Используются для работы с проблемами идентификации, общения, высокой тревожности у детей. Такая кукла обычно бывает в рост ребенка и довольно проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы, что позволяет ребенку имитировать движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Обычно их вырезают из плотного картона или фанеры, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и могут свободно двигаться. Такая кукла может иметь набор лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Как правило, используются для работы с детьми, у которых имеются пробле мы в общении, поведении, с нарушением образа Я.
В групповой коррекционно-развивающей работе с детьми оптимально использовать систему комплексной сказкотерапии, многообразие методов и форм работы которой позволяет работать с широким спектром проблем, при этом дает возможность делать каждое занятие особенным, интересным, не похожим на другие. Эффективность комплексной сказкотерапевтической программы, направленной на работу с детьми с высоким уровнем тревожности, включающей методы индивидуального и группового рассказывания сказок, их анализ, драматизацию, рисование медитации на сказку, сказочную куклотерапию, была доказана экспериментально.