Дурнева Елена Анатольевна
«На островах Математики. Порядковый счет в пределах 10». Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике.
Программное содержание: закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой счет); закреплять знания геометрических фигур и умение сравнивать их; закреплять дни недели, понятия «вчера», «завтра»; развивать умение детей ориентироваться в пространстве (продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, продолжать учить помнить учебную задачу и выполнять её самостоятельно); развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма.
Ход занятия:
1. Вводная часть (мотивационный этап).
Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло электронное письмо от царицы математики, она приглашает нас в гости, давайте посмотрим, что же в письме.
— Ребята, это царство математики, а вот и царица.
Ой, а это кто?
Что-то случилось? Царица плачет? А вот и письмо. Давайте прочитаем его.
Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам царица Математики. Мне нужна ваша помощь. Злой волшебник заколдовал мой замок. Одолеть его я смогу только с вашей помощью. Помогите выполнить математические задания правильно. И тогда над моим замком снова засияет ласковое солнце, зацветут цветы, защебечут птицы и вернуться в лес звери. Вы сообразительные, умные, внимательные и добрые дети. Помогите мне, пожалуйста.
Царица Математики.
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Справимся с трудностями? Отправимся в путешествие по островам математики?
Дети: Да, отправимся.
2. Основная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо подготовились к путешествию. На каком транспорте мы можем отправиться?
Дети: самолет, автобус и т. д.
Воспитатель: - Ребята, вы назвали много способов передвижения, но дело в том, что мы можем отправиться только на одном из них. На чем же мы отправимся в наше путешествие? А узнаем мы, если соединим точки по порядку. Как мы умеем считать. А теперь соедините точки от 1 до 10 и посмотрим, что у нас получится, на чём мы отправимся в путешествие.
Что же у вас получилось? Молодцы! Мы отправимся на корабле знаний. Вот на таком кораблике мы с вами поплывём в царство математики. Занимайте места согласно билетам, на билетах написаны цифры и на пассажирских местах тоже есть цифры, надо каждому занять своё место. Все заняли свои места, можно отправляться в путь.
Закройте глаза, и вы услышите, как шумит за бортом море, и кричат чайки.
Воспитатель: Вот чудо, мы приплыли к первому острову. Как по-вашему, ребята, кто живёт на этом острове?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Правильно, ребята! И называется этот остров «Фигуренок». А какие фигуры вы видите на этом острове, мы сейчас узнаем:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь?. (Треугольник)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
Получился бы … (овал.)
Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник. (Трапеция).
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Ромб)
Воспитатель: Всё правильно, молодцы! Жители этого острова – фигурята, приглашают нас в математическую мастерскую. Присаживайтесь.
Упражнение «Покажите и расположите геометрические фигуры на листе»
- А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры. Расположите геометрические фигуры на листе бумаги так, как я скажу:
-синий квадрат в левый верхний угол
-розовый круг в левый нижний угол
-зеленый треугольник в центр
-фиолетовый овал в правый верхний угол
-желтый прямоугольник в правый нижний угол
Чем отличается круг от треугольника?
-Чем отличается квадрат от треугольника?
-Чем отличается прямоугольник от квадрата?
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все задания вы выполнили правильно, наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к следующему острову, который называется «Неделькино».
Воспитатель: На этом острове живут дни недели. Но они все перепутались между собой. Давайте с вами наведем порядок и поставим все дни недели на свои места.
Назовите дни недели. Назовите рабочие дни. Назовите выходные дни.
Физкультминутка «Дни недели»
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А четверг в футбол играл,
В пятницу я прыгал, бегал
Очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: Вот и попали мы на следующий остров, но что-то здесь не так? А почему я так решила?
Дети: Потому, что слышим сигнал необычный.
Воспитатель: Этот необычный сигнал называется сигналом «СОС».
Ребята, а кто из вас знает, когда подают такой сигнал «СОС»?
Дети: Когда кто-то попал в беду и им нужна помощь.
Воспитатель: Значит, этому острову требуется помощь. Поможем, ребята, жителям этого острова справиться с их бедой?
Дети: Да!
Воспитатель: Этот остров называется «Наоборот». Что же, по-вашему, на этом острове не так?
Дети: Птицы в воде, а рыбы летают в небе.
Воспитатель: А должно быть как?
Дети: Всё наоборот! Птицы летать в небе, а рыбы плавать в воде.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Вот что, ещё происходит на этом острове, посмотрите
Дети: Ночью светит солнце.
Воспитатель: А что светит ночью?
Дети: Луна.
Воспитатель: Молодцы! А вот посмотрите, что здесь не так?
Дети: Летом идет снег, а он бывает только зимой
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ну, что ж, ребята, жители острова благодарят вас за то, что всё расставлено по своим местам.
3. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, засветило солнышко, птички запели, вот и звери все ожили, а вот и царица математики
Царица математики благодарит ребят: — Молодцы, ребята справились со всеми заданиями, навели порядок в стране Математике, я вам за это дарю раскраски, но не простые, а с математическими заданиями. До свидания!
Воспитатель: Теперь нужно отправляться в детский сад. Занимайте места на корабле. Ребята, пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие задания мы выполняли на островах Математики (Дети вспоминают и рассказывают)
— Трудно ли было вам в путешествии?
— Какое задание было самым сложным?
— Самым интересным?
Ну, вот мы и приехали. Можете отдохнуть.