МААМ-картинки

Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Хава Косумова
Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия как здоровьесберегающий педагогический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Публикация «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать реб нку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать реб нка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Цель работы: Создание условий для активизации в ребенке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода сказкотерапии.

Задачи:

создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;

помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития;

содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Актуальность. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, лучше рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читается по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки и другие.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Главное в сказке – это выразительно её прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Итоги. Воспитатель, приняв во внимание результаты, подводит итоги каждого участника группы.

Особенности работы с детьми

Грамотная и эффективная сказкотерапия детских проблем достигается только при условии соблюдения определенных правил и норм. Если не соблюдать их, желаемый результат достигнут не будет.

Есть несколько условий, позволяющих достичь желаемого эффекта при работе с детьми. На основе рассказа рекомендуется проводить практические занятия в виде лепки, рисования или простых активных бесед или даже постановки театрального выступления. Воспитатель сам должен проявлять интерес к рассказу и погружаться в сказочный мир, используя эмоциональное сопровождение, то есть создавать соответствующее настроение сказки с помощью эмоций. Важным нюансом является настроение ребенка — если он не настроен на сеанс терапии, заставлять его не нужно.

Также есть несколько важных правил, которые принимаются во внимание при построении сказкотерапии с детьми :

учитывается возраст детей;

дозировано предоставляется информация;

терапия сопровождается обязательным обсуждением, обыгрыванием или рисованием составляющих сказки;

терапия не подразумевает проведение нравоучений для детей;

подводятся итоги методом анализа или обсуждения с детьми самого произведения, его героев и обыгранных в сказке ситуаций.

Как видите, сказкотерапия положительно влияет на двигательную активность детей, раскрывает проблемы и позволяет корректировать поведение. На самом деле у сказкотерапии огромные психотерапевтические возможности.

Необходимо лишь грамотно распоряжаться этим инструментом воздействия, актуальным как для детей, так и для взрослых.

Формы работы с родителями:

консультации «Воспитание сказкой»; «Какие сказки читать ребенку на ночь», «Читайте ребенку правильные сказки»;

беседа о методе и приемах сказкотерапии;

индивидуальные и групповые беседы;

оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки, буклеты);

привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группыСреди основных вопросов дошкольной педагогики остается поиск новых форм и методов обучения, которые помогали бы развивать речь у детей. К сожалению, проблема речевого развития остается очень актуальной в современном обществе, что является следствием снижения общей культуры и других факторов.

Сказкотерапия – это эффективное средство работы с дошкольниками, которые имеют различные нарушения речи. При использовании этого метода в речевом развитии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка.

Помимо этого, сказкотерапия позволяет достичь следующих результатов:

совершенствование лексико-грамматических средств языка;

развитие диалогической и монологической речи;

совершенствование звуковой стороны речи;

обогащение эмоционально-чувственной сферы.

Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория. Сказкотерапия используется и для взрослых, но именно в детском возрасте этот метод оказывается наиболее эффективным.

Заключение.

Наш опыт показал, что сказка так эффективна при работе с детьми, потому что:

1) восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

2) у ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя, приэтом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и прослушивание сказок. Сказки являются наиболее близкими и понятными детям, поэтому метод сказкотерапии является одни из наиболее эффективных и доступных для коррекции различных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В результате теоретического анализа научной литературы мы выяснили, что сказкотерапия — это естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений, это необходимое средство в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказка оказывает психотерапевтическое воздействие на детей, т. к. язык сказки доступен ребенку. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

В целом полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об эффективности предлагаемых в работе педагогических условий, а так же комплекса методов и приемов сказкотерапии как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

. И. Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в развитии речи ребенка. Она пишет: «Язык — продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка» [6]. Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха» [2]. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер [4]. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы в развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. Огромное влияние сказкотерапии на детей заключается в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников. Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти способности могут быть с возрастом утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостоящие игрушки, чтобы развивать ребёнка. Можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку. Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений. Наши предки использовали сказкотерапию для детей неосознанно, через сказки передавая жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычай и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на помощь в трудных жизненных ситуациях. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. А что же такое сказкотерапия? По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять [3]. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в характерах. Сказкотерапия включает в себя : сочинение сказок (интерпретация, переписывание сказок, дописывание, сочинение новых сказок и историй); постановку сказок (сказки на песке, театрализованные игры, кукольные спектакли); рассказывание сказки ( групповое: придумывание по кругу, рассказывание по кругу известной сказки; индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица); куклотерапию (пальчиковые, теневые куклы, марионетки.); рисование сказок (психодиагностическое рисование, которое требует специальных знаний и подготовки, спонтанное волшебное рисование); анализ сказок (решение открытых сказочных задач, исследование образов).

ебенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным.

А прекрасное, конечно же, это - сказка.

Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.

Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.

Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.

Сказки закаляют характер.

В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.

Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.

После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке.

- Как ты думаешь, о чем эта сказка?

- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?

- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?

- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?

- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?

Что же дадут такие методы, каков будет результат?

Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, чтобы не случилось.

Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что вочтобы то не стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь трудности", и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Воспита— Сказкотерапия — это естественный для устной культуры способ передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Добрая сказка — это исторически устойчивая форма психологической поддержки человека.

Еще древнеримский писатель Апулей в «Золотом осле» использует сказкотерапию как инструмент оказания первой психологической помощи: девушку, плененную разбойниками, утешает старуха, рассказывая ей сказку об Амуре и Психее. Замысловатая история, героиня которой перемещается в непривычную ситуацию, всевозможные драматические приключения, которые происходят с Психеей, и счастливый финал — все это утешает и укрепляет девушку, которая слушает сказку.

Сегодня комплексная сказкотерапия — это метод саморазвития, практической помощи человеку в самых разных жизненных ситуациях: от внутреннего конфликта до травматической истории. Дети обычно не заявляют о своих трудностях. Заявители детских проблем — взрослые: родители, бабушки, воспитатели, педагоги. Они говорят, что ребенок гиперактивный, непослушный, у него дефицит внимания или, к примеру, трудности в общении. Можно выбрать сказку под конкретную проблему. Вот как работает сказкотерапия.

Сначала сказка проникает в эмоционально-образную сферу ребенка. Там никто из сознательных убеждений не требует у нее «пропуск» : устойчивых догм в сознании ребенка еще нет. Поэтому сказка не встречает никакого сопротивления. Наоборот, в чувственном мире ее принимают с распростертыми объятиями. ние сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Но если сказке удалось задержаться в эмоциональном мире ребенка, заложенные в нее образы и смыслы потихонечку перейдут и в сознание. И там постепенно станет складываться то, что можно было бы назвать заимствованным жизненным опытом — тем, который не прожит в реальных ситуациях, а перемещен в мир психического посредством истории. Определенный объем такого опыта формирует внутри ребенка то, что я называю банком жизненных ситуаций. В нем содержатся и непосредственно пережитые личные впечатления, и осознания жизненных уроков, и заимствованный опыт сказок.

Поэтому мы можем говорить о том, что сказки активно участвуют в формировании картины мира ребенка, его системы ценностей, глубинных личных основ принятия решений, целеполагания. Они влияют на развитие способности любить, строить продуктивные взаимоотношения, управлять собственным поведением, чувствами, моделировать благоприятное развитие текущих жизненных сюжетов. Да, в научном поле роль сказки недооценена. Но по моему опыту, мультфильмы и книги оказывают на ребенка существенное влияние.

Банк жизненных ситуаций необходим, чтобы у ребенка были определенные модели взаимоотношений с миром, модели реагирования на разные ситуации. Когда он знает, как подобную проблему решали сказочные герои, ему легче перенести это решение в свою жизнь. Дети не скажут: «Мама, я хочу поговорить с тобой о дружбе и обсудить проблему добра и зла». Да и не каждая мама на такой посыл отреагирует. Поэтому ребенок берет необходимую для взросления информацию из опыта сказочных героев.

— В каком возрасте эффективна сказкотерапия?

Условных показателей нет: сказкотерапия полезна для всех возрастов. С 12—14 лет начинают сказкотерапию взрослых, она может продолжаться на протяжении всего жизненного пути человека.

У взрослых обычно все начинается с ситуационной сказкотерапии, когда человек сталкивается с трудной жизненной ситуацией: буллингом, потерей, предательством, психологическим или физическим насилием, травмой. Он ищет способ справиться с душевной мукой. Если человек эмоциональный, впечатлительный, чувствительный, когнитивные методы терапии будут не так эффективны, как нарративные, к которым можно отнести и сказкотерапию. Специалист подберет историю, которая позволит увидеть скрытые смыслы происходящего и поможет преодолеть трудности.

Помимо ситуационной сказкотерапии есть еще и эволюционная. Она отвечает на такие запросы подростка и взрослого: «Хочу понять, кто я на самом деле, на что способен, как устроена жизнь, есть ли у меня талант». Или: «Хочу справиться с приступами апатии, найти основания перестать считать себя никчемным, измениться так, чтобы стать готовым к отношениям, встретить любовь».

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект «Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»Проект «Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» Вид проекта: игровой, практико-ориентированный. Продолжительность: краткосрочный (май 2024) Участники проекта: воспитатели, дети старшей.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 августа 2024 в 14:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Хава Косумова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД