МААМ-картинки

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мария Чегодайкина
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Перечень вопросов по самообразованию:

• изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;

• разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

• проектная и исследовательская деятельность;

• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Форма отчета по проделанной работе: презентация

Форма самообразования: индивидуальная

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Речь - не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием человека в целом. Поэтому начинать развивать речь у ребенка надо начинать с самого раннего возраста. Развитие речи связано с развитием мелкой моторики рук, а совершенствовать мелкую моторику – значит развивать речь. Для этого существует много методов и приемов, например игрушки, которые развивают моторику.

Игра является одним из основных видов деятельности и сопровождает ребенка дошкольного возраста постоянно, в игре развивается речь. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – это творческие или сюжетные игры. Это может быть обыгрывание стихотворения с использованием игрушки, инсценировка, импровизация, показ отрывка из сказки. Для развития речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог проявлять свои эмоции, чувствам, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних. Эти качества формируются и развиваются в театрализованных играх. Основой в работе по театрализованным играм может послужить сказка.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей.

Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка. Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками.

Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д., Аникин В. П., Болыпунова Н. Я., Кабачек О. А. и других.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому, как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более, менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных, сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз, которые дарят подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна, от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи. Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимают сказку лучше, чем серьёзную для них взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико- грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные, в свою очередь, подразделяются: народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных. Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью, схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание. Сказка несё т в себе ряд функций:

- функция социализации;

- креотивная;

- голографическая;

- развивающее – терапевтическая;

- культурно – этническая;

- лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность. В сказке всегда заложен урок : быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу.

Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, так как в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и другими. Чем старше становятся ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

- Чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, то есть все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

- Рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

- Драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Сказкотерапия это :

- Процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;

- Процесс переноса сказочных символов в реальность;

- Созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего;

- Процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

- Терапия средой, особой сказочной обстановкой;

- Выявление и развитие творческого потенциала;

- Снижение уровня тревожности и агрессивности;

- Развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

- Развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- Формирование навыков адекватного выражения эмоций;

- Укрепление союза «Ребенок-Родитель-Педагог».

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей.

Консультировать по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях.

Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме. При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровне слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей. Умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональное состояние окружающих, и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Публикации по теме:

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников "Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников" Свё выступление я хочу начать словами детской писательницы Ирины.

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста» Воспитатель: Азарова Ольга Александровна Коломна1,городок 29.01.2018г Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология,.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Методическая разработка \"Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста\" Методическая разработка Фольклор как средство.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

План самообразования «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» План по самообразованию на 2019-2024г. г. Тема: «Сказкатерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста» воспитателя Габдрахмановой.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит.

Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди.

Консультация «Сказкотерапия, как средство развития связной речи» Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует.

Сказкотерапия как средство социализации детей раннего дошкольного возраста Сказкотерапия, как средство социализации детей раннего дошкольного возраста. Ребенок в сказке вырастает мудрым. И духом тверже и добрее.

Сказкотерапия как метод воспитания и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения к миру культуры и к общечеловеческим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 октября 2019 в 14:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Чегодайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД