Мария Чегодайкина
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Перечень вопросов по самообразованию:
• изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;
• разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• проектная и исследовательская деятельность;
• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Форма отчета по проделанной работе: презентация
Форма самообразования: индивидуальная
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.
Речь - не просто способность человека к общению. Полноценное развитие речи дает человеку возможность думать, логически и образно мыслить. Речь напрямую связана с воображением и формированием человека в целом. Поэтому начинать развивать речь у ребенка надо начинать с самого раннего возраста. Развитие речи связано с развитием мелкой моторики рук, а совершенствовать мелкую моторику – значит развивать речь. Для этого существует много методов и приемов, например игрушки, которые развивают моторику.
Игра является одним из основных видов деятельности и сопровождает ребенка дошкольного возраста постоянно, в игре развивается речь. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – это творческие или сюжетные игры. Это может быть обыгрывание стихотворения с использованием игрушки, инсценировка, импровизация, показ отрывка из сказки. Для развития речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог проявлять свои эмоции, чувствам, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних. Эти качества формируются и развиваются в театрализованных играх. Основой в работе по театрализованным играм может послужить сказка.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей.
Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка. Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками.
Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д., Аникин В. П., Болыпунова Н. Я., Кабачек О. А. и других.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому, как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более, менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных, сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз, которые дарят подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна, от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи. Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимают сказку лучше, чем серьёзную для них взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.
Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико- грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные, в свою очередь, подразделяются: народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных. Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью, схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание. Сказка несё т в себе ряд функций:
- функция социализации;
- креотивная;
- голографическая;
- развивающее – терапевтическая;
- культурно – этническая;
- лексико – образная.
От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность. В сказке всегда заложен урок : быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу.
Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, так как в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и другими. Чем старше становятся ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:
- Чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, то есть все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
- Рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;
- Драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Сказкотерапия это :
- Процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;
- Процесс переноса сказочных символов в реальность;
- Созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего;
- Процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
- Терапия средой, особой сказочной обстановкой;
- Выявление и развитие творческого потенциала;
- Снижение уровня тревожности и агрессивности;
- Развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;
- Развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- Формирование навыков адекватного выражения эмоций;
- Укрепление союза «Ребенок-Родитель-Педагог».
Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей.
Консультировать по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях.
Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме. При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Работа со сказкой на уровне слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей. Умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональное состояние окружающих, и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.