Лучший педагог года

Сказкотерапия как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР

Татьяна Созыкина
Сказкотерапия как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР

«Сказкотерапия, как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР»

«Только согласованное функционирование этих двух систем -

эмоциональной сферы и интеллекта,

их единство могут обеспечить успешное выполнение

любых форм деятельности»

Л. С. Выготский, А. В. Запорожец

Публикация «Сказкотерапия как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. При этом, умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает ее яркими красками. Современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Ребенка нужно учить не только ходить, говорить и обслуживать себя, но и выражать, распознавать, контролировать эмоции.

Чтобы разобраться в себе, в собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен, становится понятно, что ребенку необходима помощь взрослого. Усвоение «языка» эмоций дает возможность ребенку точно дифференцировать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих его людей. Таким образом, важно научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих.

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер.

Основные внешние проявления эмоциональных нарушений :

• Быстрое психическое утомление ребё нка: ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

• Повышенная тревожность, страхи: избегание социальных контактов, снижение стремления к общению.

Агрессивность: демонстративное неповиновение взрослым, физическая и вербальной агрессии. Его агрессия также может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе.

• Непонимание своих эмоций и чувств других людей.

Неготовность и нежелание преодолевать трудности: ребёнок вялый, апатичный, с неудовольствием контактирует со взрослыми.

Низкая мотивация к успеху: ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею», «не хочу». Взрослые ошибочно принимают это за лень.

Выраженное недоверие к окружающим: враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

• Чрезмерная импульсивность ребёнка - слабый самоконтроль и недостаточная осознанность своих действий.

• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.

В эту «группу риска» попадают дети с нарушениями речевого развития. В последние годы отмечается увеличение количества таких детей. По данным некоторых отечественных источников, распространённость нарушений речевого развития составляет до 25% среди детей школьного возраста.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.

Наряду со специфичным развитием психики происходит и своеобразное развитие эмоциональной сферы, проявляющееся, как правило, в её незрелости. Из-за сложности с коммуникацией такие дети испытывает трудности в формировании и социальных чувств. В отличие от дошкольника без речевой патологии, проблемы в эмоциональной сфере у детей с ТНР ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.

Эмоции тесно связаны с волевыми качествами и вниманием. Направляя свое внимание на тот или иной объект, мы делаем его значимым для себя. Произвольное внимание – это осознание, первая ступенька к управлению собой, своими мыслями, эмоциями, поведением. В процессе такого осознания у ребенка формируются те волевые качества, которые обычно отсутствуют или слабо выражены в состоянии эмоциональной нестабильности.

Эмоциональная нестабильность, «разбалансировка» чувств могут стать препятствием для гармоничного и выразительного проявления себя в жизни. Поэтому сегодня как никогда актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у дошкольников.

В ДОУ эмоциональное воздействие на ребенка можно осуществить следующими средствами :

• сюжетно-ролевые игры;

• психогимнастические игры;

• подвижные игры;

• коммуникативные игры;

• игры на развитие произвольности;

• игры на развитие воображения;

• мимические этюды;

• прослушивание и обсуждение музыки;

• чтение сказок и рассказов;

• знакомство разными видами творчества.

Все это включает в себя коррекционно – развивающая программа Погосовой Н. М. «Погружение в сказку». Вот уже несколько лет я провожу занятия по этой программе в коррекционных группах V вида.

Дети очень любят сказки. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Я рассказываю сказку с опорой на зрительные образы, в большинстве своем это сюжетные картинки из мультфильмов, реже иллюстрации к книгам, то есть я сказку не просто рассказываю, я – её показываю. Ребенок, наполняясь «волшебной силой», как бы «погружается» в сказочную атмосферу. Элемент драматизации позволяет детям психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Они долго и трудно «идут» вместе с Элизой, вместе с ней «отдыхают» на берегу моря («Дикие лебеди»). Они вместе с Золушкой танцуют на балу («Золушка»). Помогают Герде найти и спасти Кая («Снежная королева», а Дюймовочке встретить своего эльфа («Дюймовочка»). Они вместе с героями радуются, «злятся», «обижаются», «плачут», «боятся», «презирают», «посмеиваются», «гордятся собой, преодолев трудности». Всё это раздвигает границы жизненного опыта дошкольника и обогащает его.

На каждом занятии есть хотя бы один танец. Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром. Перед каждым танцем обсуждается характер героев, и какими должны быть его движения: как будут танцевать Бандер-Логи («Маугли», Василиса («Царевна-лягушка», будет ли отличаться танец гостей королевского дворца от танца злой Феи, не приглашенной на это торжество («Спящая красавица»). Дети учатся «слышать» музыку и под её ритмы подстраивать движения своего тела, то есть учатся «управлять» им.

Музыкальное сопровождение довольно богатое: множество разных героев, много событий позволили использовать все музыкальные стили и направления. В этой коллекции есть классические произведения, народные композиции, детские песни советских композиторов.

В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя», «свое тело».

В каждой предлагаемой сказке, присутствуют упражнения, игры, направленные на развитие произвольности : напряжение-расслабление мышц, дыхание речевое и в сочетании с голосом и движениями, зрительное и слуховое внимание, бег, ходьба, танцы со «стоп-сигналом». Дети в игре тренируют свои волевые качества.

«Проживая» сказку, ребята приобретают какие-то новые качества, знания, некоторым образом трансформируются. Учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста – длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников – педагогов и родителей. Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт).Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога - психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка»Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка» Цель: Совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния; соотнесение их со словесными зарисовками. Задачи. Образовательные.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 27 октября 2022 в 11:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Созыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД