Татьяна Созыкина
Сказкотерапия как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР
«Сказкотерапия, как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР»
«Только согласованное функционирование этих двух систем -
эмоциональной сферы и интеллекта,
их единство могут обеспечить успешное выполнение
любых форм деятельности»
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец
Публикация «Сказкотерапия как средство формирования эмоциональной сферы и произвольного внимания у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. При этом, умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает ее яркими красками. Современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Ребенка нужно учить не только ходить, говорить и обслуживать себя, но и выражать, распознавать, контролировать эмоции.
Чтобы разобраться в себе, в собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен, становится понятно, что ребенку необходима помощь взрослого. Усвоение «языка» эмоций дает возможность ребенку точно дифференцировать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих его людей. Таким образом, важно научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих.
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер.
Основные внешние проявления эмоциональных нарушений :
• Быстрое психическое утомление ребё нка: ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
• Повышенная тревожность, страхи: избегание социальных контактов, снижение стремления к общению.
• Агрессивность: демонстративное неповиновение взрослым, физическая и вербальной агрессии. Его агрессия также может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе.
• Непонимание своих эмоций и чувств других людей.
• Неготовность и нежелание преодолевать трудности: ребёнок вялый, апатичный, с неудовольствием контактирует со взрослыми.
• Низкая мотивация к успеху: ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею», «не хочу». Взрослые ошибочно принимают это за лень.
• Выраженное недоверие к окружающим: враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
• Чрезмерная импульсивность ребёнка - слабый самоконтроль и недостаточная осознанность своих действий.
• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.
В эту «группу риска» попадают дети с нарушениями речевого развития. В последние годы отмечается увеличение количества таких детей. По данным некоторых отечественных источников, распространённость нарушений речевого развития составляет до 25% среди детей школьного возраста.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.
Наряду со специфичным развитием психики происходит и своеобразное развитие эмоциональной сферы, проявляющееся, как правило, в её незрелости. Из-за сложности с коммуникацией такие дети испытывает трудности в формировании и социальных чувств. В отличие от дошкольника без речевой патологии, проблемы в эмоциональной сфере у детей с ТНР ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.
Эмоции тесно связаны с волевыми качествами и вниманием. Направляя свое внимание на тот или иной объект, мы делаем его значимым для себя. Произвольное внимание – это осознание, первая ступенька к управлению собой, своими мыслями, эмоциями, поведением. В процессе такого осознания у ребенка формируются те волевые качества, которые обычно отсутствуют или слабо выражены в состоянии эмоциональной нестабильности.
Эмоциональная нестабильность, «разбалансировка» чувств могут стать препятствием для гармоничного и выразительного проявления себя в жизни. Поэтому сегодня как никогда актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у дошкольников.
В ДОУ эмоциональное воздействие на ребенка можно осуществить следующими средствами :
• сюжетно-ролевые игры;
• психогимнастические игры;
• подвижные игры;
• коммуникативные игры;
• игры на развитие произвольности;
• игры на развитие воображения;
• мимические этюды;
• прослушивание и обсуждение музыки;
• чтение сказок и рассказов;
• знакомство разными видами творчества.
Все это включает в себя коррекционно – развивающая программа Погосовой Н. М. «Погружение в сказку». Вот уже несколько лет я провожу занятия по этой программе в коррекционных группах V вида.
Дети очень любят сказки. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Я рассказываю сказку с опорой на зрительные образы, в большинстве своем это сюжетные картинки из мультфильмов, реже иллюстрации к книгам, то есть я сказку не просто рассказываю, я – её показываю. Ребенок, наполняясь «волшебной силой», как бы «погружается» в сказочную атмосферу. Элемент драматизации позволяет детям психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Они долго и трудно «идут» вместе с Элизой, вместе с ней «отдыхают» на берегу моря («Дикие лебеди»). Они вместе с Золушкой танцуют на балу («Золушка»). Помогают Герде найти и спасти Кая («Снежная королева», а Дюймовочке встретить своего эльфа («Дюймовочка»). Они вместе с героями радуются, «злятся», «обижаются», «плачут», «боятся», «презирают», «посмеиваются», «гордятся собой, преодолев трудности». Всё это раздвигает границы жизненного опыта дошкольника и обогащает его.
На каждом занятии есть хотя бы один танец. Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром. Перед каждым танцем обсуждается характер героев, и какими должны быть его движения: как будут танцевать Бандер-Логи («Маугли», Василиса («Царевна-лягушка», будет ли отличаться танец гостей королевского дворца от танца злой Феи, не приглашенной на это торжество («Спящая красавица»). Дети учатся «слышать» музыку и под её ритмы подстраивать движения своего тела, то есть учатся «управлять» им.
Музыкальное сопровождение довольно богатое: множество разных героев, много событий позволили использовать все музыкальные стили и направления. В этой коллекции есть классические произведения, народные композиции, детские песни советских композиторов.
В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя», «свое тело».
В каждой предлагаемой сказке, присутствуют упражнения, игры, направленные на развитие произвольности : напряжение-расслабление мышц, дыхание речевое и в сочетании с голосом и движениями, зрительное и слуховое внимание, бег, ходьба, танцы со «стоп-сигналом». Дети в игре тренируют свои волевые качества.
«Проживая» сказку, ребята приобретают какие-то новые качества, знания, некоторым образом трансформируются. Учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста – длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников – педагогов и родителей. Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.