Оксана Соченко
Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота»
И. Токмакова
Публикация «Сказкотерапия как метод адаптации дошкольников» размещена в разделах
Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями ребенка и самих родителей, сопровождается изменением поведенческих реакций дошкольника и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача - воспитателей, психолога и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Работая воспитателем, я отметила, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Именно эти особенности легли в основу построения моего цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
С помощью сказкотерапии я стараюсь решить ряд задач:
• Развитие речи
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения
• Снижение импульсивности и тревожности
• Развитие навыков взаимодействия
• Развитие внимания, восприятия, воображения
• Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
• Облегчение адаптационного периода.
Данная здоровьесберегающая технология предусматривает следующие методы работы :
• чтение сказок;
• инсценировка сказки (кукольные спектакли);
• песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).
Утром, по приходу в группу, малыша может встретить Петрушка, колобок и любой другой сказочный герой. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.
Есть у нас и свой ритуал - «вход в сказку». Обычно сказку вместе с детьми ищет сказочный герой, а найти ее можно найти в шкатулке, под «ковром- самолетом», принести его может тот же сказочный персонаж. Детям бывает очень интересно «отыскать» сказку, естественно, позабыв при этом о «слезном расставании» с мамой. И куда деваются плаксивость, крики, напряжение и тревожность малыша?
После этого проводится инсценировка сказки или ее чтение. Полезными для младших дошкольников являются беседы по содержанию сказки, ведь общеизвестно, что наша малыши – это «Почемучки».
- Подскажите, детки, из какой сказки наш герой и чему учит нас эта сказка
- Он испекся в русской печке,
-Покатился за крылечко.
-У него румяный бок.
-Это вкусный. (Колобок)
«Колобок» – учит ребенка тому, что нельзя одному уходить из дома;
«Волк и семеро козлят» – учит тому, что нельзя доверять незнакомым людям;
«Репка» – познакомит ребенка с понятием, что даже самый маленький может помочь в большом деле;
«Петушок золотой гребешок» – учит тому, что друзья всегда спасут от беды.
Метод сказкотерапии я реализую через театрализованную деятельность как ООД, как часть ООД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Стараюсь, чтобы сказкотерапия перекликалась с темой недели.
В своем цикле занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии, я стараюсь использовать:
- Игру-инсценировку (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности).
- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь).
- Сказку на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учит находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу).
- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук).
-Импровизацию (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации).
- Игру-имитацию (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям).
- Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения).
-Песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).
Арт –терапия (от англ. Art. Искусство)-направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова-терапия изобразительным творчеством.
Я предлагаю детям работу со сказкой, сочиненной ими самими. Сказка разыгрывается в песочнице. Ребёнок сначала видит сказку, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т. п., кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребенка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.
А еще можно с помощью песка воздушные шары превратить в волшебные!
Заполнив, с помощью воронки, шарики влажным песком, завязываем узелок, а лишний длинный кончик можно отрезать. Шарик с мешком послушно превращается в детских руках во что угодно!
Когда шарик готов, можно проявить свою фантазию и нарисовать ему рожицу, привязать цветные нитки - волосы.
-Ну вот, наши детки даже стали волшебниками. Давайте немного поиграем с нашими волшебными шарами:
Если только захотим -
Что угодно смастерим.
Лепим, дети, колобок (круговые движения шарика между ладонями)
А теперь - теремок (пальцами придаем форму крыши)
Можно сделать разных рыб (сплюснуть шарик пальцами)
А можно даже белый гриб (придать форму ножки и шляпки гриба)
Шарики легко поддаются лепке, их приятно разминать в руках, можно превращать в разные фигурки. Занятия с такими шариками доставляют детям такую радость, что сразу проходят грусть и обида. Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики, в ООД, в играх, в художественном творчестве.
Ну и, конечно же, я использую пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Фон сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных.
Таким образом, я пришла к выводу, что использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.
Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает. Читайте детям сказки!