Алина Гадюллина
Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы по теме самообразования:изучить и применить в работе с детьми приём сказкотерапии, позволяющий развивать речевые способности детей, пополнять их словарный запас, развивать выразительность и образность речи. Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Этапы работы:
• Изучить методическую литературу по данной теме.
• Изучить статьи в интернете.
Публикация «Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника» размещена в разделах
• Подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
• Составить перспективный план работы с детьми.
• Составит перспективный план работы с родителями.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём знакомства с литературой по обозначенной теме.
• Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами и специалистами;
• Подобрать и провести диагностику с детьми на начало и конец учебного года с целью контроля за уровнем развития связной речи детей;
• Организовать развивающую предметно – пространственную среду: а) оформить в группе «Книжный уголок», в котором будет содержаться информация о сказках, а также детские рисунки к сказкам; б) с целью стимуляции сюжетно-ролевой игры и развитием речи детей в процессе проведения такой игры оформить «Уголок ряжения».
• Разработать конспекты занятий по использованию сказок для развития речи детей;
• Подготовить и провести мастер-класс для педагогов,консульации для родителей по данной теме самообразования;
• В целях распространения педагогического опыта разработать план-отчёт по теме самообразования.
Задачи на учебный год 202302024 гг. для педагога:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы,изучения практического опыта по данной теме.
• Разработать перспективный план с детьми.
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
• Оформить в группе книжный уголок.
• Разнообразить развивающую среду предметные картинки и наглядно - демонстрационный материал
• Создать развивающие игры по данной теме.
• Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме.
Содержание работы по самообразованию.
Сентябрь-октябрь:
-Формирование потребности в самообразовании,самооценка подготовленности,осознание необходимости в знаниях,постановка целей и задач. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по проблеме исследования;
Ноябрь:
-Планирование работы по самообразованию.
Декабрь:
-Изучение проблемы.
Январь-март:
-практическая деятельность (применение знаний и умений на практике,изготовление пособий и атрибутов,организация и проведение практической работы с детьми)
-усовершенствовать предметно-развивающую среду.
-обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Апрель:
-подведение итогов самообразования.
Проведена диагностика.
Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.
Проводя диагностическое исследование,я наблюдала за детьми в свободной деятельности,в непосредственно-образовательной деятельности. Данные диагностического исследования показали,что дошкольники по данной теме имеют низкий уровень. В ходе систематической,планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в речевом развитии у дошкольников посредством использования сказкотерапии,а именно использования системы дидактических игр,театрализованной деятельности,и способом чтения и пересказывания художественной литературы.
Поставила задачи:
• Развивать речь детей, используя сказку в качестве основного средства (пересказывание сказок, рассказывание сказок от третьего лица, групповое рассказывание сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок и т. д);
• Развивая речь детей методом взаимодействия со сказкой, выявлять и поддерживать творческие способности воспитанников;
• Развивать способности детей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
• Формировать навыки конструктивного выражения эмоций;
• Воспитывать веру детей в себя и свои способности и возможности;
• Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».
Список использованной литературы:
1) Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2) Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
3) Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось- 89, 2007. -144 с.
4) Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб. : Речь, 2007. - 80 с.
5) Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб. : Речь, 2006. - 263 с.
6) Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 2005. №5.
7) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006.
8) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
9) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.
10) Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб. : Речь. 2012. - 220 с.
11) Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.
12) Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
13) Колодяжная Т. П., Маркарян И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М. : Перспектива, 2009. – 144 c.
14) Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Мирошкина М. Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2009. 112 с.
15) Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь, 2007. – 296 с.
16) Рыжова Л. В. методика работы со сказкой : методическое пособие. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160 с.
17) Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
18) Сохина. Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2015. 200 с.
19) Страунинг А. М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.
20) Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.
21) Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2008. 240с.
22) Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. 2001. №9. С. 71-78.
23) Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009. – 144 с.
Планируемый результат: При успешной реализации проекта будут решены следующие задачи:
• Дети будут более активными и внимательными. У детей будет богатое воображение и фантазия. Они научатся доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей будет более сплоченной, дети овладеют умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.
• Разные формы рассказывания сказок позволят научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
• Обогатится лексический словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. При рассказывании сказок другим детям у дошкольников появится раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Накопится опыт общения со взрослыми и сверстниками. Дети овладеют умением анализировать положительные и отрицательные поступков.
• Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии позволят научить детей решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Они научат детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить.
• Дети овладеют умением выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные поступки героев. Научатся перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с жизнью, будут более свободными и уверенными в себе.
Работа с родителями:
• Довести до родителей важность темы.
• Познакомить с основными направлениями по данной теме.
• Утвердить формы организации совместной деятельности детей,родителей и воспитателей с детьми.
• Родительские собрания,консультации.
Консультации:
1. «Ребенок и книга»
2. «Сказка в жизни ребенка»
3. «Зачем читать детям сказки?»
Предложить картотеки:
1. Картотека дидактических игр по речевому развитию с использованием русских народных сказок у дошкольников.
2. Картотека сказок для домашнего чтения.
3. Картотека сюжетных картинок.
Предложить дидактические игры:
1. «Найди лишний»
2. «Угадай героя сказки»
3. «Поиграем в сказку. Парные картинки»
4. «В гости к сказке»
5. «Ассоциации. Угадай сказку»
6. «Кто или что лишний»
Актуальность выбранной темы:
Дошкольное детство – уникальный период в жизни ребенка, период, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому важно, чтобы этот процесс был хорошо продуман, чётко спланирован для обеспечения стабильного функционирования и развития. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Речь ребёнка – это показатель уровня развития его мышления. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Речевое развитие заключается не только в расширении словаря и усложнении грамматических конструкций, но прежде всего в развитии значений самих слов. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать, фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. Ребенок познает знаковую систему, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего, общения. От того, насколько будет развита речь ребёнка на выходе из дошкольного учреждения, напрямую будет зависеть успешность его школьной учёбы. В настоящее время проблема развития речи становится всё более актуальной в нашем обществе. Неуклонно снижается уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение получает бульварная литература, всё это усугубляется агрессивно-примитивной речью телевизионной рекламы, зарубежных мультфильмов. Дети, да и их родители, почти не употребляют в своей речи пословицы и поговорки. Всё это грозит обществу языковой катастрофой. В такой атмосфере живут и воспитываются наши дети. Именно поэтому на педагогов детского сада ложится большая ответственность за развитие образности речи, постоянное пополнение словарного запаса каждого ребёнка. Есть много средств и методов развития речи дошкольника. Это и живое общение с ребёнком, и театрализованная деятельность, и создание культурной языковой среды. Одним из современных средств развития речи ребёнка является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – это уникальное средство развития ребёнка. Об огромной роли сказки в жизни детей говорил ещё В. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами». В педагогике сказкотерапия определяется как процесс поиска смысла жизни, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Ориентируясь на сказку, ребёнок раскрывает для себя как внешний, так и свой внутренний мир, учится осмыслять прошлое, моделировать будущее. Ориентируясь на сказку, ребё нок учится быть человеком: добрым, честным, справедливым, понимающим чужую беду. Значение метода сказкотерапии в качестве средства развития речи детей неоценимо. Во-первых, дети любят сказки, легко запоминают их и с большим удовольствием пересказывают. Во-вторых, в возрасте 3 – 4 лет у большинства детей наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Сказкотерапия помогает отрабатывать произношение звуков в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры. Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что, в свою очередь, стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка. Моя тема «Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника» направлен на решение проблемы развития речи дошкольников, а, учитывая то, что хорошая и правильная речь ребёнка – это залог развития его личности, то и на гармоничное развитие каждого ребёнка.
Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч. год по развитию речи путем сказкотерапии.
Месяц
Направление работы
Способ достижения
сентябрь Подбор литературы. Мониторинг. Работа с документацией. Изучение ФОП ДО. Работа с библиотекой интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной теме,создание перспективного плана работы с детьми и родителями. Продолжила изучение теории по сказкотерапии для развития речи дошкольника. Оформление книжного уголка. Знакомство и анализ документации. Перспективный план работы с детьми и родителями. Создание и оборудование книжного уголка. Анализ изученной литературы по теме самообразования.
октябрь Разработка картотек по речевому развитию с помощью сказкотерапии. Подбор материала. Работа с методической литературой. Подготовка к родительскому собранию. Оформление уголка группы. Картотека игр. Провести родительское собрание,где проговориться цели данной темы. Создание и лборудование книжного уголка,дидактические игры по развитию речи путем сказки. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять отрывки из сказок в режимных моментах.
ноябрь Подбор консультации для родителей. Подобрать литературу по сказкотерапии для развития речи. Разработать дидактические игры по данной теме. Работа с документацией,с методической литературой. Консультации для родителей. Дидактические игры про сказки и про героев сказок.
декабрь Подготовить и провести мастер класс «В гости к сказке» для педагогов с группой детей (старшие дошкольники) Провела открытое занятие «В гостях у сказки» Подготовила картотеку игр по данной теме. И провела игры у старших дошкольников. Провела сравнительный агнализ,как развита речь в использовании сказок у старших дошкольников и у младших.
январь Проведение занятий по данной теме.
Чтение сказок для группы детей. Обсуждение и пересказ сказок.
-Подгруповая и индивидуальная работа. Работа с методической литературой.
Создать уголок для сюжетных игр. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» Непосредственно образовательная деятельность. Использование дидактических игр. Какртотека дидактических игр по сказкам С целью стимуляции сюжетно-ролевой игры и развитием речи детей в процессе проведения такой игры оформить «Уголок ряжения». Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
февраль Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы (выполнение намеченного плана работы);
Формирование методического комплекса;
-Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов;
Корректировка работы. Дидактические игры. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
март Изучение новой литературы по теме,изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. Занятия по теме индивидуальные и групповые. Изготовление игротеки.
апрель Закрепление знаний и умений. Итоговый мониторинг. Анализ,оформление результатов мониторинга. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.
Индвивидуальныебеседы и консультации с родителями. Мониторинг. Консультации для родителей.
Заключение. Тема, выбранная мною в качестве определяющей в работе над самообразованием - «Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника» на сегодняшний день очень актуальна. Уровень развития связной речи ребёнка, богатство его словарного запаса, умение быстро и правильно выражать словами свои мысли и чувства – один из основных показателей умственных способностей ребёнка. И я, как педагог, наряду с родителями, специалистами в области логопедии, должна помочь детям развить в себе эти способности. Работа по теме спланирована на один учебный год:2023-2024гг. При планировании работы по данной теме самообразования учитывались те цели и задачи, которые наш детский сад ставил перед всем педагогическим коллективом, а также те задачи, которые ставит перед современным дошкольным учреждением ФОП. В моей работе по теме предусмотрена частичная исследовательская работа, с этой целью в начале и в конце учебного года будет проведена диагностика уровня развития детей (в сентябре 2023 года – первичная, в апреле - мае 2024 года – повторная). Результаты двух диагностик дадут возможность сравнить результаты уровня развития речи и других показателей развития детей. В процессе работы над темой самообразования «Сказкотерапия как инструментстановления речи дошкольника» планируется изучать педагогическую и психологическую литературу, а также регулярно просматривать и прочитывать статьи журнала «Дошкольное образование», касающиеся данного вопроса. В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в групповом театре. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка. Использование сказкотерапии позволит воспитать культуру речевого общения дошкольников. По тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.