Светлана Христолюбова
«Вслед за сказкой». Литературная викторина для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению
Образовательные задачи:Вспомнить с детьми названия и содержание сказок, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.
Упражнять детей в определении сказки по фрагменту или герою из сказки.
Обобщить знания детей по сказкам.
Публикация «„Вслед за сказкой“, Литературная викторина для старшей группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
Упражнять в умении отгадывать загадки и подбирать слова по ассоциациям.
Развивающие задачи:
Развитие слухового восприятия, памяти и речи.
Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
Воспитательные задачи:Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, сказкам.
Предварительная работа
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, разгадывание загадок, оформление тематической выставки книг.
ОборудованиеМагнитофон; выставка книг на мольберте; иллюстрации сказок; фигурки сказочных героев из настольного театра; сундучок; загадки; кукла на руку Сова; кукла Василисы Премудрой; Колобок; замок Кощея; иллюстрации сказок, разрезанные на 5 частей.
Ход занятия.
Фоном тихо звучит музыка из к/ф «Три орешка для золушки»
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. "Бабушка, расскажи нам сказку"- можно было услышать и сто, и двести лет, и пятьсот лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: "Какую хотите сказку, внучата?" рассказывает бабушка сказку, сама придет или вяжет. Сказку любят все – молодые и пожилые, добрые и злые, храбрые и трусливые, потому что в сказке каждый человек находит то, чего ему не хватает. Они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе, осуждают жадность, зависть, трусость. Сказки собирают народную мудрость, они учат нас всех добру, недаром все сказки заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Дети, а как вы думаете, кто придумывает сказки?
Дети: ответы
Воспитатель: А сказки бывают народные и авторские. Народные сказки придумали люди: собирались в старину дети и взрослые в избе у мудрого старого человека, и рассказывал он им сказки, потом люди пересказывали их, один другому, так через века дошли сказки и до нас.
Авторские сказки пишет писатель, по законам литературного творчества.
Скажите, а какими словами сказки начинаются?
Дети: Жили - были, жил-был…
Воспитатель: Молодцы, слова, которыми начинаются сказки, называются «зачин». А как сказки заканчиваются?
Дети: Стали жить поживать и добра наживать, добро побеждает зло, счастливый конец, вот и сказке конец…
Воспитатель: правильно, эти фразы почти всегда в рифму и называются концовка сказки.
Сегодня я предлагаю провести викторину по сказкам. Давайте разделимся на 4 команды.
Дети делятся на команды.
Звучит музыка: Рихард Вагнер «Полет валькирий», появляется Сова.
Совушка: «Здравствуйте, ребята, беда, беда! Несколько часов назад пропала Василиса Премудрая, ее похитил Кощей и спрятал в своем замке, я полетела ее искать и потерялась. Мудрые люди сказали: «Попасть обратно в сказку тебе помогут ребята».
Воспитатель: Дети, поможем Совушке вернуться в сказку и спасти Василису?
Дети: Да!
Совушка: Тогда первое задание: В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например: бычок – смоляной бочок. –Давайте поиграем. Я буду называть имя персонажа для каждой команды, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово, только не подсказывать!:
Петушок…. (золотой гребешок, Зайчишка… (трусишка, Мишка (косолапый, Зайка (побегай-ка, Волчок (серый бочок) Мышка….(норушка, Лягушка….(квакушка, Лисичка… (сестричка).
После ответа каждая из команд получает по волшебному перышку.
Совушка: Молодцы, теперь нужно узнать сказку по картинке, если вы назовете все сказки правильно, я смогу вернуться обратно и помочь Василисе. Я буду каждой команде показывать картинку, а вы будете говорить название сказки. Сказки очень волнуются, т. к. боятся, что вы не помните, забыли, что случилось с героями той или иной сказки. Сказки просят: «. а сейчас вы, друзья, узнайте нас!» Демонстрируются иллюстрации к сказкам: 1) Маша и Медведь
2) Лисичка- сестричка и Серый волк
3)Зимовье зверей
4) Зайкина избушка
После ответа каждая из команд получает по волшебному перышку.
Совушка: Спасибо, Вам, теперь я могу попасть в сказку, а вы поможете найти Василису?
Дети: Да!
Совушка: тогда вам надо сделать колобка, который покажет вам дорогу к следующим заданиям и замку Кощея. А я полечу вперед и обрадую Василису Премудрую, что помощь уже в пути! До скорой встречи!
Воспитатель: Ну, как, дети, слепим колобка?
Дети: Да!
Физкультминутка «Лепим колобка».
Звучит музыка: Утушка луговая – русская народная песня, дети собираются на ковер, встаем в круг:
Представим что внутри нашего круга большая миска, сначала мы положим дрожжи (руки вытянуть вперед, пальцы сжимаем и разжимаем со словами пых-пых-пых, теперь нальем молоко (руками как будто держим крынку молока, делаем движения – наливаем и цокаем язычком, теперь засыпим муку (засыпаем муку говорим ш-ш-ш, теперь посолим, что еще нужно, яйца, положим несколько яиц (кулачком ударяем по кулачку другой руки и цокаем язычком). Беремся за руки и будем месить тесто: месим, месим, месим тесто, месим, месим, месим тесто. (постепенно сходимся к середине, тесто начало подходить раздувайся пузырь раздувайся большой, да не лопайся (расходимся в стороны, пузырь медленно лопнул (дети говорят с-с-с-с и сходятся в середину медленно, раздувайся пузырь раздувайся большой, да не лопайся (расходимся в стороны, пузырь немного быстрее лопнул (дети говорят с-с-с-с и сходятся в середину быстрее, раздувайся пузырь раздувайся большой, да не лопайся (расходимся в стороны, пузырь быстро лопнул (дети говорят с-с-с-с и сходятся в середину быстро).
В серединке лежит колобок.
Воспитатель: Колобок, румяный бок помоги нам найти дорогу. Колобок покатился. Докатился до сундучка.
Воспитатель: Дети, смотрите, сундучок сказочный стоит, на нем написано, открой меня и угадай из какой сказки стрятан там предмет. По очереди командам показываются предметы из сказок:
Золотое яичко, варежка, скалка, красная шапочка, золотой ключик, таракан, избушка на курьих ножках, печка.
После всех ответов команды получают по волшебному перышку.
Воспитатель: Молодцы! Смотрите колобок покатился дальше. На пути колобка четыре коробочки, рядом сидит Сова: Помогите, сказки перепутались! Найдите всех героев сказки и определите лишнего. (в коробочках лежат фигурки из настольного театра - герои сказок + 1 лишний персонаж). Звучит народная музыка. Ансамбль народных инструментов – наигрыш.
Персонажи сказок:
Курочка Ряба
Три поросенка
Три медведя
Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Колобок докатился до замка Кощея.
Сова: чтобы Кощей выпустил Василису нужно отгадать загадки. Внимание!
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
Как у Бабы у Яги
Есть замечательный,
Аппарат летательный.
Какой? (ступа)
Затрезвонил телефон,
Позвонил в квартиру слон,
А за ним заговорил
И зубастый …. (крокодил)
Хрю – хрю – хрю – каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка –
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)
Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! А теперь усыпим бдительность Кощея, чтобы он за нами не погнался, расскажем ему сказку. Я буду читать сказку, а вы ее дополняйте.
Жили-были семь ребят -
Белых маленьких.. .. . .
Мама их любила,
Молочком.. .. .. .
Тут зубами щелк та щелк
Появился серый.. .. . .
Шкуру белую надел,
Нежным голосом.. .. .
Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки,. .. .. . .
Ваша матушка пришла,
Молочка вам.. .. .. ..
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки
". .. .. .. .. .. "
Звучит музыка из к/ф «Звездный мальчик», Василиса премудрая появляется из замка Кощея.
Василиса: «Спасибо, вам, люди добрые, за спасение мое. Теперь осталось выполнить вам последнее задание, и мы с Совушкой и Колобком вернемся в свои сказки. Кошей разрезал картинки из сказки и их надо собрать и узнать».
Звучит народная музыка. Уральская плясовая. Дети собирают картинки к сказкам:
1)Девочка и медведь
2)Колобок
3)Волк и семеро козлят
4)Заюшкина избушка
Команды получают волшебное перышко.
Василиса: В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
Огромное, вам, спасибо ребята за то, что вы так хорошо знаете сказки. Если бы не вы, осталась бы я в плену у Кощея навсегда. А теперь нам пора возвращаться. Звучит музыка, Василиса и Совушка уходят в сказку.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так дружно работали, показали, как много вы знаете сказок. Сегодня у нас победители все команды. Что бывает в конце сказки?
Дети: пир…
Воспитатель: правильно, пир на весь мир…И наши гости тоже оставили вам в подарок печенья. Ешьте, подрастайте, сказки не забывайте!
Звучит музыка В. Толкунова «Сказки гуляют по свету». Дети получают угощения и садятся за стол.