Васильевская Надежда
«Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.
Информационная карта проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно-речевой. творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Новизна проекта: Использование современных нетрадиционных технологий
Публикация «„Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Сказка в гости к нам пришла». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «речевое развитие», «познавательное развитие» «художественно-эстетическое».
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Гипотеза:
Мы считаем, что приобщая детей к сказке:
совершенствуется речь ребенка;
развиваются умственные способности;
развивается устойчивый интерес к сказке;
дети в доступной форме познают окружающий мир;
образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи
Цели: Формирование интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи. 0бобщение знаний детей о прочитанных художественных произведениях, привитие любови к литературным произведениям и их героям.
Задачи:
для детей:
Образовательные:
расширить представление детей о сказках;
учить детей рассуждать;
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать
эпизоды сказок;
обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности;
развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми
людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
воспитывать культуру речи.
для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с
учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание
участвовать в ней.
для педагогов:
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
Методы
Беседы, чтение, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: театрализованная сказка.
Продукты проекта:
для детей:
Лепка, рисование и аппликация героев из любимой сказки, рисование персонажей из сказки «Волк и семеро козлят», новые знания и впечатления, содержательно проведённое вместе с родителями время, детские книги.
для педагогов:
Оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок», картотека пословиц, поговорок, загадок, мультимедийные презентации, пальчиковый театр, организация выставки детских работ.
для родителей:
Содержательно проведённый с ребёнком выходной, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению рисунков.
Участие в выставке детских работ.
Изготовление атрибутов к театрализованному представлению.
Ожидаемый результат по проекту:
для детей:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам
-умение применять свои знания в беседе, различных видах деятельности (игровой, продуктивной, двигательной)
-подражание положительным героям сказок и их поступкам
-эмоциональное отражение содержания сказок в продуктивных видах деятельности
-пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
для педагогов:
-составление картотеки с речевым материалом (пословицы, поговорки, загадки о сказочных героях и сказках)
-изготовление развивающих игр по сказкам
-разработка серии конспектов
-изготовление различных видов театров по русским народным сказкам
-изготовление совместных творческих работ и атрибутов с детьми и родителями
-проведение итогового мероприятия по проекту
для родителей:
- повышение уровня грамотности по вопросу детского чтения
- активизация участия родителей в жизни группы
1 этап. Информационный:
Методическая работа
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
-Использование компьютерных технологий (подбор презентаций, советских мультфильмов по сказкам, создание собственных презентаций для совместной деятельности).
-Информирование родителей о реализации данного проекта.
-Подборка методической, справочной, художественной литературы.
- Оформление информационно-читательского уголка в группе.
-Составление перспективного плана по данному проекту.
-Обсуждение плана совместной деятельности и предстоящих задач.
Работа с детьми и родителями
- Чтение русских народных сказок
–Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Отгадывание загадок, чтение стихотворений.
- Сообщение для родителей о предстоящем проекте (актуальность, тема, цель, задачи проекта).
-Консультации для родителей.
2 этап. Практически-познавательный (речевой)
Организация познавательной деятельности детей:
- Подготовка к открытому занятию.
-Создание мини-библиотеки по сказкам.
- Познавательные беседы.
- Отгадывание загадок о сказочных героях.
- Рассказы детей о посещении театров.
- Заучивание слов, отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей младшего дошкольного возраста и родителей.
- Работа по содержанию сказок (герои, их поступки, смысл сказки).
- Упражнения на активизацию лексики «Я начну, а ты продолжи».
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
-Совместная деятельность с родителями. (Рисование любимых сказочных героев)
- Помощь родителей в создании групповой библиотеки по сказкам.
Организация продуктивной деятельности:
- Сбор и подготовка материалов для совместной творческой деятельности с детьми в группе.
- Рисование по следующим темам:
- «Нарисуй сказку»- сюжетное рисование по сказкам по желанию детей;
-«Мой любимый сказочный герой»- нетрадиционное рисование.
- Рисование иллюстраций к сказкам детьми.
- Лепка героев сюжетов сказок.
- Изготовление героев сказок из солёного теста, раскраска героев.
- Изготовление масок по мотивам сказок в театральный уголок.
-Сочинение небольших сказок, с опорой на картинки, придумывание историй для постановок.
-Аппликации, создание коллажей «В гостях у сказки».
- Организация и оформление выставок, поделок и рисунков «В гостях у сказки».
- Подготовка и сбор материала для стенгазеты по проекту.
- Вовлечение родителей в совместную работу по теме:
- Творческое задание по желанию ребёнка.
- Совместная с ребёнком поделка из пластилина, солёного теста по сюжету любимой сказки.
- Открытый показ игровой деятельности по страницам русских народных сказок.
- Театрализованное представление по сказке «Под грибом»
Организация игровой деятельности:
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Больница для книг».
- Игровая ситуация «Волшебное дерево»- отгадывание загадок по сказкам.
- Игра- фантазия «Если бы я встретил своего любимого сказочного героя».
- Настольно-печатные игры «Мои любимые сказки», «Сказочные герои».
- Дидактические игры: «Герои русских сказок», «Разложи по порядку и вспомни сказку», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки», «Кто здесь лишний».
-Театрализованные игры.
-Игры- драматизации. Драматизация русских народных сказок.
- Совместная творческая работа с детьми: изготовление атрибутов для театрального уголка.
3 этап. Завершающий:
- Изучение мнений родителей о результатах проекта в группе.
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.
- Создание электронной презентации по результатам.
- Выпуск творческой газеты «В гостях у сказки».
- Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка».
- Консультация для родителей «Что читать детям 5-6 лет?»
- Посещение родителями с детьми книжного магазина, библиотеки.
- Изготовление и приобретение костюмов, с целью показа сказок в детском саду.
- Изготовление театральных атрибутов для различных видов театра (настольный, пальчиковый, на стаканах.)
- Показ сказки в домашнем кругу с распределением ролей.
- Продуктивная деятельность с детьми (лепка, рисование, аппликация) на сказочные темы.
- Участие в создании книг с иллюстрациями по сказкам (детской и взрослой).
- Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок, сказок)
- Проведение итоговой диагностики
- Анкетирование родителей на тему «Что знает Ваш ребенок о сказках?»
«Место книги в вашей семье»
- Опрос родителей: «Как повлиял проект на Вашего ребёнка?»; «Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта?»; «Какую тему Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?».
Анализ результатов и планирование дальнейшей работы