Оксана Рязанцева
Консультация «Сказка — ложь, да в ней намек»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана Царевича и серого волка, и… И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Ну, хотя бы: кто помнит сказку о Ерше Ершовиче? Или сказки «Горшеня», «Семилетка»? Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни, а на слуху у нас обычно не более десятка.
Публикация «Консультация „Сказка — ложь, да в ней намек“» размещена в разделах
Не только количество запоминавшихся сказок является свидетельством их знаний. Ведь сказка – это не рассказ, не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах… Многие ли из нас могут рассказывать сказки? Ведь знать сказки – это значит так исполнять их, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись!
И еще много вопросов возникает, когда заходит речь о народной сказке.
Так что же такое сказка?
Если подобрать к слову «сказка», однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Но всякий ли интересный рассказ является сказкой? Можно с уверенностью ответить на этот вопрос: нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок. Наверное, всем нам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чем – то, во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Все это – сказки!» Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: «Сказка – складка, а песня – быль», «Сказка – ложь, а песня правда». О чем все это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.
И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем рассказывает сказка «Царевна – лягушка» : Иван – царевич женится на лягушке, совершающей немыслимые чудеса.
В сказке все необычно, все выдумано от начала до конца. Топор сам рубит лес, печка разговаривает; взмывает в небо ковер – самолет. В занимательных сказочных историях звери – лиса, волк, медведь, заяц, петух, козел – разговаривают между собой, помогают друг другу или обманывают один другого, плачут и смеются, горюют и радуются. Люди, если они есть в этих сказках, не замечают необычности происходящего.
В сказках оживают неодушевленные предметы. Вот веселый колобок. Бабушка только что испекла его, как он вдруг соскочил с подоконника, покатился по дороге и запел свою хвастливую песенку.
Невозможно поверить также в жестокие поступки персонажей сказок, в страшные события. Это все тоже выдумки, вымысел.
Так что же сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае зачем она? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя? А. С. Пушкин незнание сказок расценивал как недостаток своего «проклятого» воспитателя! Ему же принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!. Так он закончил свою знаменитую «Сказку о петушке».
Наверное, многих поразит стилевое разнообразие сказок; некоторые сказки так не похожи на уже читанные! Но в этом – то и прелесть их. Как необычно и как замечательно разговаривают между собой в сказке «Светлана прекрасная» Ворон Воронович и его красавица жена: «Это что у тебя русским духом пахнет?» Она улыбнулась и говорит: «Наверно, ты по русской земле летал и русского духа нахватался!»
Во многих сказках счастливый конец : злодей наказан, а положительный герой – добрый молодец или прекрасная девица – получает награду. Это неудивительно. Ведь, сказки возникли очень давно. Когда человек мечтал о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять все, что происходит в мире, мечтал о свободном труде, о счастье. В сказках от утверждал веру в добро, в торжество справедливости. Поэтому добрую падчерицу из сказки «Морозко» суровый Мороз награждает златом – серебром, а ленивую, грубую дочку оставляет ни с чем.
Сказка – ложь оказывает самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. О чем рассказывает, например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка»? Конечно же не о том, как лучше дергать репку – одному, вдвоем, втроем или вчетвером. Сказка – о другом; о силе коллектива, о том, что в коллективе важна самая малая величина, учит нас ценить труд каждого.
Сказок в мире великое множество. Из них мы узнаем о жизни разных народов, их обычаях, традициях, верованиях. Народные сказки передавались из поколения в поколение. Их собирали в отдельные книги. Несколько томов русских сказок собрал и обработал А. Н. Афанасьев.
Сказки сочиняли и многие писатели. Вы хорошо знаете и любите «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и работнике Балде» А. С. Пушкина, «Конька – горбунка» П. П. Ершова, «Аленький цветочек» С. Г. Аксакова. Трудно перечислить всех, кто писал и собирал сказки. Это и К. И. Чуковский, и С. Я. Маршак и многие другие.
И наконец, последнее. Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда. И поэтому, как ни странно, но, например, в сказках из моря берут воду для питья, через море ездят на лодочке, на море – окияне можно построить мост… Именно поэтому возможно в сказках соединение, казалось бы, несоединимого.
Одним словом, сказки это сказки. И мне хочется верить. Что после такого большого, во многом нового знакомства с ними мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище.