Татьяна Беседина
Сказка как средство экономического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Сказка, как средство экономического воспитания старших дошкольников»
Бытует мнение, что любую книгу нужно прочитать дважды, потому что в каждом возрасте, мы понимаем ее по-разному. Сказки, это тоже пример того, взрослый воспримет ее смысл иначе, чем ребенок. В сказках можно заметить скрытый подтекст и отсылки. И понимая это, можно научить ребенка основам финансовых наук с помощью книги.
Публикация «Сказка как средство экономического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
На каждую знакомую сказку можно посмотреть с другой стороны.
Детям такие понятия, как: потребности, деньги, товар, цена, стоимость, реклама и другие экономические понятия, гораздо легче будет понять с помощью сказок.
В качестве средств экономического воспитания используются :
- персонажи сказки,
- развивающая среда,
- чтение сказок с дальнейшим их проигрыванием и обсуждением,
- создание проблемных ситуаций и поиски пути выхода из них.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение
экономических понятий :
- Сказки, отражающие труд людей;
- Сказки, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения;
- Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения
народного хозяйства;
- Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»,
экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство;
- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств
личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость,
практичность, хозяйственность, бережливость.
Все знают историю про старика и его старуху, запросы которой росли от корыта до владычицы морской. Если посмотреть на эту сказку с финансовой точки зрения, можно увидеть интересные моменты. Например, старик со старухой жили явно в бедности, зарабатывали ловлей и, видимо, продажей рыбы, но денег катастрофически не хватало, и вот даже последнее корыто разбилось. Тем временем старик не попытался решить проблему, а продолжал вести не самое прибыльное дело. На помощь приходит золотая рыбка, которая значительно улучшает финансовое положение пожилой пары. Однако, аппетит последних растет с каждым разом, и вот рыбка покидает их, и забирает с собой все богатства, оставив стариков ни с чем. Вывод можно сделать следующий: чтобы не оказаться в подобном положении, нужно думать о своем будущем, в том числе о старости. Ведь никому еще не помогла «золотая рыбка», а денежное благополучие в пожилом возрасте — результат собственного упорного труда.
ТРИ ПОРОСЕНКА
Произведение повествует о трех братьях-поросятах, из которых лишь один понимал ценность качественной работы. Если посмотреть взглядом взрослого человека, то получим вполне полезную историю. Поросята столкнулись с необходимостью строить дома к зиме. Двое братьев не хотели заниматься тяжелой работой, и сделали все по принципу «и так сойдет», из простых и дешевых материалов. А третий брат подошел к заданию ответственно, построил прочное, крепкое и надежное жилище и вложил в него много сил и средств, что в дальнейшем спасло его и двух непутевых братьев от угрозы в виде волка. Мораль в том, что качество превыше экономии. Вклад в работу, усердие в ее выполнении – залог финансовой стабильности в будущем. Ведь все должны знать, что «скупой платит дважды».
БУРАТИНО
Сказка о мальчике, которого выстрогал из полена Папа Карло. Буратино переживает множество историй, и одна из них может научить крайне полезной мудрости. Юный и доверчивый Буратино, нуждающийся в деньгах для своего старого отца, встречает хитрых мошенников в лице кота Базилио и лисы Алисы. Те предлагают мальчику легкий заработок – всего-то закопать монеты на «поле чудес», а утром собрать в 10 раз больше. Итог истории прост и логичен: Буратино обманут, а те деньги, что у него были, поделили между собой мошенники. Поучительная история. Еще ни одно подобное «поле» не помогало разбогатеть. Все успешные люди заработали свои капиталы трудом и упорством. И не стоить верить обещаниям подобных коту Базилио и лисе Алисе.
МУХА-ЦОКОТУХА
В истории Мухи-Цокотухи есть интересный момент. Как все помнят, муха купила самовар, приготовила угощения и позвала гостей с целью похвастать обновкой. Героиня надеялась тем самым заполучить их расположение и повысить свой социальный статус. Однако, когда пришла опасность в виде паука, все те «букашки», для которых она старалась, разбежались спасать свою жизнь и не пришли погибающей на помощь. Поучительная сказка говорит о том, что не нужно тратиться на ненужные безделушки только ради того, чтобы понравиться сомнительным «паукам». К слову, секрет успеха многих бизнесменов – в экономии и умении тратить денежные средства с умом. Именно этому и учит «Муха Цокотуха».
РЕПКА
Наконец, пожалуй, самая узнаваемая история. Дед посадил репку и не смог справиться с задачей достать ее из земли. И только коллективным трудом этот вопрос был решен. Репка выросла большая, и дед решил попытаться справиться с задачей в одиночку, но не смог. Тогда он позвал на помощь бабку, затем внучку и так далее. Но решить проблему удалось только тогда, когда к работе были подключены все члены семейства, вплоть до мышки. История учит важности коллективного труда. Каждый успешный бизнес держится не только за счет его руководителя. Это всегда заслуга коллектива – слаженного механизма, в котором важно каждое звено.
Перспектива:
продолжать работу по экономическому воспитанию дошкольников ;
выработать основные направления взаимодействия с родителями по данной теме ;
привлекать детей к самостоятельному сочинению сказок с экономическим содержанием.