МААМ-картинки

Сказка как средство воспитания основ духовно-нравственной культуры младших дошкольников

Канаева Татьяна Александровна
Сказка как средство воспитания основ духовно-нравственной культуры младших дошкольников
▼ Скачать

Вводная часть

Обоснование выбора темы

Задачи воспитания у дошкольников духовно – нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Публикация «Сказка как средство воспитания основ духовно-нравственной культуры младших дошкольников» размещена в разделах

Проведя опрос среди детей и анкетирование родителей в нашей группе, нами было выявлено, что в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение как средство духовно – нравственного воспитания. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Поэтому мы разработали проект «Сказка как средство воспитания основ духовно-нравственной культуры младших дошкольников».

Актуальность

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказка – это средство для развития эмоционально – нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.

К сожалению, на сегодняшний день, наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем случаи враждебности, нежелание помочь товарищу в трудной ситуации. У некоторых детей слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания. А ведь именно с младшего дошкольного возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Тип проекта: познавательно – творческий

Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет, воспитатели, родители (законные представители).

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Цель проекта: развивать и воспитывать в детях моральные и духовно – нравственные качества посредством восприятия русских народных сказок.

Задачи реализации проекта:

развивать у детей интерес к русским народным сказкам;

создавать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

способствовать усвоению детьми норм и ценностей, принятых в обществе через восприятие сказки;

формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их значение в жизни людей;

учить детей отражать полученные впечатления в изобразительной, речевой, театрализованной, трудовой, игровой деятельности;

развивать умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев;

развивать связную речь, память, воображение, обогащать словарный запас детей;

воспитывать чувство ответственности, справедливости, искренности, милосердия и другие духовно-нравственные качества;

помочь родителям (законным представителям) понять ценность русских народных сказок, их особую роль в духовно – нравственном воспитании детей;

привлечь родителей (законных представителей) к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказке в условиях семьи, помочь понять ценность русских народных сказок, их особую роль в духовно – нравственном воспитании детей.

Формы реализации проекта:

Чтение, рассказывание сказок.

Беседы.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые игры.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Игры – драматизации.

Театрализованная деятельность.

Работа с родителями.

Планируемый результат:

Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Приобщение детей к опыту православной культуры.

Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

Ответственность за свои дела и поступки.

Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.

Развитие творческой активности.

Развитие выразительной, образной речи.

Основная часть

Этапы работы над проектом

Этап проекта

Содержание работы

Сроки

Организационно – подготовительный

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка целей, задач проекта.

3. Изучение методической литературы.

4. Обсуждение проекта с родителями, их мотивация к участию в проекте.

5. Анкетирование родителей на тему: «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка»

6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.

7. Подбор художественной литературы и дисков по теме: «Русские народные сказки».

8. Пополнение новыми играми театрального центра (настольный театр, театр «Би-ба-бо», плоскостной, пальчиковый, теневой театры, театр на магнитах).

9. Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр-драматизаций на тему «Русские народные сказки».

10. Изготовление дидактических игр.

11. Оформление книжной выставки «Мои любимые сказки».

12. Составление картотек на тему: «Пальчиковые игры по русским народным сказкам», «Подвижные игры по мотивам русских народных сказок», «Дидактические игры по русским народным сказкам».

13. Изготовление альбома «Сказочные загадки».

14. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.

Сентябрь

Практический

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Нравственный урок. «Добрый тот, кто помогает в беде».

Ноябрь

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

Нравственный урок «Друг познаётся в беде»

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (НОД).

Рисование «Зёрнышки для петушка»

Пальчиковый театр по сказке «Кот, петух и лиса».

Дидактические игры: «Накорми домашних животных», «Бюро находок».

Настольно – печатная игра «Собери картинки».

Подвижная игра «Воробышки и кот».

Отгадывание загадок.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Декабрь

Русская народная сказка «Колобок».

Нравственный урок

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (НОД)

Рисование «Колобок покатился по дорожке» (НОД).

Лепка «Колобок».

Театр игрушек по сказке «Колобок».

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке».

Драматизация сказки «Колобок».

Дидактические игры «Кто лишний?» «Чья песенка».

Кубики с картинками «Родные сказки»

Пальчиковая игра «Мы лепили колобок»

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Январь

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Нравственный урок

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» (НОД).

Лепка «Зайчик» (НОД).

Конструирование «Домик для Зайчика».

Театр игрушек по сказке «Заюшкина избушка».

Дидактическая игра «Чей домик?».

Настольно-печатная игра лото «Угадай сказку».

Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка».

Подвижные игры «Зайцы и лиса», «Лиса в курятнике».

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Февраль

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Нравственный урок «Глупый киснет, а умный мыслит».

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (НОД).

Лепка «Пирожки».

Театр на фланелеграфе «Маша и медведь».

Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Угадай, чья тень».

Настольно- печатные игры: домино «Сказка за сказкой», макси-пазлы «Герои твоих любимых сказок».

Подвижная игра «У медведя во бору»

Чтение пословиц.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Март

Русская народная сказка «Теремок».

Нравственный урок «В тесноте, да не в обиде»

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (НОД).

Конструирование «Теремок».

Аппликация «Домик для зверят».

Настольный театр по сказке «Теремок».

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто, где живёт»

Настольно – печатная игра «Картинки-половинки».

Подвижная игра «Кто в теремочке живёт»

Отгадывание загадок по сказке.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Апрель

Работа с родителями (законными представителями)

Анкетирование родителей (законных представителей) на тему: «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка»

Консультации для родителей по темам: «Какие сказки читать детям 3 – 4 лет», «О пользе домашнего чтения», «Как научить ребёнка слушать сказки».

Беседы с родителями по темам: «Что мы читаем дома», «Читаем и играем», «О чём и как беседовать с детьми после чтения сказок».

Информация для родительского уголка на тему: «Роль русской народной сказки в духовно – нравственном воспитании ребенка»

Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки».

Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Привлечь родителей к изготовлению декораций к сказкам, атрибутов и элементов костюмов для организации театрализованной деятельности.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство воспитания основ духовно-нравственной культуры младших дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 16:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство воспитания основ духовно-нравственной культуры младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Канаева Татьяна Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

11 ноября. День энергосбережения. Передвижка «Берегите энергию»

Экологический праздник «День энергосбережения» отмечают в двадцати странах мира. В этот день проводятся акции, направленные на воспитание культуры потребления энергоресурсов и решение проблем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД