ромашкина ирина
Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Сказка как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у дошкольников»
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском! Благодаря сказкам, в сознании крохи формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, его образ мира.
Причем лучше сказку не читать, а именно рассказывать – в этом случае слушатель активно воспринимает образы. Но сказку можно не только слушать! Мы можем обсуждать с ребенком уже существующую сказку : оценивать поступки героев, давать им характеристики, можем инсценировать сказку, пуская вход все свои творческие способности, а можем самостоятельно ее написать!
Основные идеи сказки :
• Осознание своего потенциала, ценности собственной жизни;
• Понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
• Познание разных стилей мироощущения;
• Осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
• Внутреннее ощущение силы и гармонии.
Привлекательность сказки для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказке, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.
Сказка эмоциональна. Через участие в сказках сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста :
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др. ;
в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью до 30 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников составляет от трех до двенадцати человек.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую»" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Сказка - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований, по мере того, как человек становится её членом. Сказка позволяет личности отреагировать на предложенной ситуации собственный негативный опыт и уточнить значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.