Ольга Русина
Сказка как способ социального развития ребенка младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Младший дошкольный возраст – возраст сказки. В этом возрасте ребенок проявляет желание ко всему сказочному, необычному, чудесному. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства.
Публикация «Сказка как способ социального развития ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, учится понимать поступки персонажей, выражать свое отношение к их поступкам. Проживая вместе с героями любимых сказок различные ситуации, дети получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты. С самого раннего детства необходимо прививать детям любовь к сказкам.
Сказка владеет вниманием ребенка, обогащает жизнь, стимулирует его воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствует повышению уверенности в себе, помогает социализироваться в обществе. Социально-личностное развитие - одно из сложнейших направлений дошкольного образования. Содержание социализации как педагогического явления можно представить в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативного, познавательного, поведенческого. Через использование различных методов и приемов при работе со сказкой можно развить качества личности ребенка, соответствующие данным компонентам. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение действительности, несут целую программу позитивных норм поведения.
Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вместе с ним картинки и, комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство - стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей.
Ребенок с радостью погружается в не реальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир. Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов к взрослому. Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Цель педагогов - дошкольников : дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Эмоционально погружая ребенка в какую - либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями - сказочными героями.
Таким образом, сказка должна привлекать внимание ребенка, возбуждать его любознательность, обогащать жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, – помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.