ЭЛЬВИРА ТАГИРОВА
Проект «Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Публикация «Проект „Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
-дружба помогает победить зло («Зимовье»);
-добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
-зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Основной нравственный материал этносов заключен в сказках Дошкольный возраст- возраст сказки. Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Мы используем его, для того, чтобы показать детям с одной стороны, особенности семейно – бытовых традиций, обычаев и обрядов, а с другой стороны близость понимания жизненных проблем.
Русские народные сказки, на первый взгляд похожи друг на друг, несут в себе одинаковый смысл. В сказках добро побеждает зло, трудолюбие и страдание помогают герою достичь жизненной цели, добиться справедливости. В каждой сказке есть персонажи, которые приходят в момент, когда положительный герой находится в отчаянии и не может найти выход из сложившейся ситуации. К героям могут прийти самые неожиданные предметы – грибок, теремок, рукавичка. Либо сама природа помогает тем, кто добр к ней - речка, берега, яблонька
Сказка не дает прямых наставлений детям («слушай родителей», «не уходи из дома, без разрешения», «уважай старших», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно усваивают. .
В современных условиях жизни у детей снижен читательский интерес, дети не воспринимают в единстве содержательность, смысл и выразительность сторон. Не чувствуют красоту литературной речи, не стремятся объяснить и выразить смысл произведения, и свое отношение к нему.
Дети и родители не всегда понимают, что книга является особенным художественным средством окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.
Исходя из этого у дошкольников не достаточно знаний о русских народных сказках.
Я предполагаю, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста.
Таким образом можно отметить, что нравственно – патриотическое воспитание не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников нравственно- патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме узнать окружающий мир.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитывать у детей любовь к родному краю, посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1 Научить различать виды русских народных сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных).
2 Познакомить с основными героями русских народных сказок.
3 Формировать нравственные представления о моделях поведения.
4 Развивать познавательные способности ребенка: любознательность,
воображение,память, содействовать развитию речи,
обогащению словаря и навыков связной речи.
5 Развивать артикуляционную моторику.
6 Содействовать развитию связной речи.
7 Воспитывать доброжелательность, справедливость
Структура проекта:
Содержание, проблема.
Цели и задачи.
Этапы реализации.
Ожидаемые результаты проекта.
Сроки и этапы проекта:
Проект долгосрочный,творческий.
1 этап – организационно –подготовительный.
2этап – основной – практический.
3 этап – заключительный.
Участник проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Методы и приемы:
Чтение русских народных сказок.
Отгадывание загадок.
Разучивание пословиц, поговорок.
Пальчиковые, дидактические, подвижные игры, игры – драматизации.
Выставки поделок, рисунков, аппликаций.
Участие родителей в проведении выставок, изготовление родителями масок и декораций.
Этапы реализации проекта.
Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа воспитателя.
сентябрь Рассматривание с детьми книг с русскими народными сказками.
Разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток.
Заучивание присказок. Пословиц и поговорок. Консультация «Что такое сказкатерапия?». Составление плана работы, подбор методической литературы изготовление, пособий, атрибутов.
Октябрь:
сказка «Волк и семеро козлят». Чтение сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций.
Дидактическая игра «Собери сказку по картинке».
Рисование по сказке «Изба козлят». Изготовление пальчикового или варежкого театра по сказке «Волк и семеро козлят». ого Посещение музея «Русской старины».
Изготовление дидактической игры
«Собери картинку».
Ноябрь:
сказка «Каша из топора». Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по сказке.
Лепка» Топор и миска».
Рассматривание утвари в музее «русская изба» Рисование сказки «Из чего можно сварить кашу»(аналог сказки «Каша из топора». Посещение музея детского сада. рассматривание утвари.
Декабрь:
сказка «Морозко». Слушание сказки «Морозко», просмотр иллюстраций. беседа по сказке.
Подвижная игра «Два Мороза».
Рассматривание иллюстраций книги разных изданий и сравнивание рисунков.
Слушание фрагмента оперы «Морозко». Посмотреть с детьми сказку «Морозко» и изготовление поделок по сказке. Подбор книги по сказке «Морозко» разных изданий.
Январь:
сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и беседа по сказке «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций.
заучивание с детьми песенки лисы.
Рисование «Сказочные герои». Инсценировка родителями сказки «Кот, петух и лиса». Организация детского вернисажа по сказке «Кот, петух и лиса».
Февраль:
сказка «Царевна- лягушка». Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка», беседа по увиденному.
Беседа «Родственные отношения.
Инсценировка сказки «Царевна –лягушка», выступление перед детьми другой группы. Изготовление родителями «Афиша» к сказке «Царевна – лягушка». Подбор костюмов к сказке «Царевна – лягушка», изготовление с детьми пригласительных билетов.
Март:
сказка «Заюшкина избушка». Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа и просмотр иллюстраций по сказке.
Разучивание с детьми песенки зайца, лисы и петуха.
Пересказ детьми сказки с новым концом.
Речевая игра «Что сначала, что потом?». Изготовление родителями поделки «Русская изба». Организация выставки,поделка «Русская изба» руками родителей.
Апрель:
сказка «Гуси – лебеди».
МАЙ. Чтение сказки «Гуси– лебеди». Беседа по иллюстрациям к сказке.
Лепка «Угощение печки и яблоньки».
Путешествие по сказкам. Совместное сочинение с родителями сказки на патриотическую тему.
Выставка поделок по русским народным сказкам. Показ детям теневого театра по сказке «Гуси - т лебеди».
Фото отчет по реализации проекта.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит:
заложит основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Дети научатся понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- С чувством уважения будут относиться к истории и культуре нашей Родины.
Проект поможет детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев
- Дети будут менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
- Наметится динамика во взаимоотношениях с родителями, они захотят принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания будут проходить в более теплой обстановке.
Приложение.
Пальчиковая гимнастика на основе русских народных сказок.
Будем пальчики считать (загибаем пальчики)
Будем сказки называть (хлопки в ладошки)
Рукавичка, теремок
Колобок – румяный бок
Есть Снегурочка – краса
Три медведя, волк, лиса
Не забудем Сивку – бурку
Нашу вещую каурку,
Про жар – птицу, сказку знаем
Репку мы не забываем
знаем волка и козлят
этим сказкам каждый рад.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ на основе русских народных сказок.
Курочка Ряба.
Мышка быстро побежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация)
Ой, яичко уронила (наклон, поднимаем яичко)
Посмотрите – ка, разбила (вытянутые руки вперед).
Репка
Вот ее мы посадили (наклон вперед)
И водой ее полили (имитация)
И из репы кашу варим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровы и крепки (показать силу).
Волк и семеро козлят.
Мы славная семья козлят
Мы любим прыгать и скакать (прыжки)
Мы любим бегать и играться
Мы любим рожками бодаться (имитация).
Буратино.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь
Нам советует Мальвина
-Станет талия осиной,
если будем наклоняться
Влево – вправо 10 раз
Вот Дюймовочки слова Раз, два,три, четыре, пять
Чтоб была спина пряма Красной шапочки совет
Поднимайтесь на носочки если будешь прыгать. бегать
Словно тянитесь к цветочкам проживешь ты много лет
раз, два, три, четыре пять
повторите – ка опять.