МААМ-картинки

Проект «Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

ЭЛЬВИРА ТАГИРОВА
Проект «Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Публикация «Проект „Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

-дружба помогает победить зло («Зимовье»);

-добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

-зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Основной нравственный материал этносов заключен в сказках Дошкольный возраст- возраст сказки. Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Мы используем его, для того, чтобы показать детям с одной стороны, особенности семейно – бытовых традиций, обычаев и обрядов, а с другой стороны близость понимания жизненных проблем.

Русские народные сказки, на первый взгляд похожи друг на друг, несут в себе одинаковый смысл. В сказках добро побеждает зло, трудолюбие и страдание помогают герою достичь жизненной цели, добиться справедливости. В каждой сказке есть персонажи, которые приходят в момент, когда положительный герой находится в отчаянии и не может найти выход из сложившейся ситуации. К героям могут прийти самые неожиданные предметы – грибок, теремок, рукавичка. Либо сама природа помогает тем, кто добр к ней - речка, берега, яблонька

Сказка не дает прямых наставлений детям («слушай родителей», «не уходи из дома, без разрешения», «уважай старших», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно усваивают. .

В современных условиях жизни у детей снижен читательский интерес, дети не воспринимают в единстве содержательность, смысл и выразительность сторон. Не чувствуют красоту литературной речи, не стремятся объяснить и выразить смысл произведения, и свое отношение к нему.

Дети и родители не всегда понимают, что книга является особенным художественным средством окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.

Исходя из этого у дошкольников не достаточно знаний о русских народных сказках.

Я предполагаю, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста.

Таким образом можно отметить, что нравственно – патриотическое воспитание не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников нравственно- патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме узнать окружающий мир.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Воспитывать у детей любовь к родному краю, посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1 Научить различать виды русских народных сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных).

2 Познакомить с основными героями русских народных сказок.

3 Формировать нравственные представления о моделях поведения.

4 Развивать познавательные способности ребенка: любознательность,

воображение,память, содействовать развитию речи,

обогащению словаря и навыков связной речи.

5 Развивать артикуляционную моторику.

6 Содействовать развитию связной речи.

7 Воспитывать доброжелательность, справедливость

Структура проекта:

Содержание, проблема.

Цели и задачи.

Этапы реализации.

Ожидаемые результаты проекта.

Сроки и этапы проекта:

Проект долгосрочный,творческий.

1 этап – организационно –подготовительный.

2этап – основной – практический.

3 этап – заключительный.

Участник проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Методы и приемы:

Чтение русских народных сказок.

Отгадывание загадок.

Разучивание пословиц, поговорок.

Пальчиковые, дидактические, подвижные игры, игры – драматизации.

Выставки поделок, рисунков, аппликаций.

Участие родителей в проведении выставок, изготовление родителями масок и декораций.

Этапы реализации проекта.

Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа воспитателя.

сентябрь Рассматривание с детьми книг с русскими народными сказками.

Разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток.

Заучивание присказок. Пословиц и поговорок. Консультация «Что такое сказкатерапия?». Составление плана работы, подбор методической литературы изготовление, пособий, атрибутов.

Октябрь:

сказка «Волк и семеро козлят». Чтение сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «Собери сказку по картинке».

Рисование по сказке «Изба козлят». Изготовление пальчикового или варежкого театра по сказке «Волк и семеро козлят». ого Посещение музея «Русской старины».

Изготовление дидактической игры

«Собери картинку».

Ноябрь:

сказка «Каша из топора». Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по сказке.

Лепка» Топор и миска».

Рассматривание утвари в музее «русская изба» Рисование сказки «Из чего можно сварить кашу»(аналог сказки «Каша из топора». Посещение музея детского сада. рассматривание утвари.

Декабрь:

сказка «Морозко». Слушание сказки «Морозко», просмотр иллюстраций. беседа по сказке.

Подвижная игра «Два Мороза».

Рассматривание иллюстраций книги разных изданий и сравнивание рисунков.

Слушание фрагмента оперы «Морозко». Посмотреть с детьми сказку «Морозко» и изготовление поделок по сказке. Подбор книги по сказке «Морозко» разных изданий.

Январь:

сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и беседа по сказке «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций.

заучивание с детьми песенки лисы.

Рисование «Сказочные герои». Инсценировка родителями сказки «Кот, петух и лиса». Организация детского вернисажа по сказке «Кот, петух и лиса».

Февраль:

сказка «Царевна- лягушка». Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка», беседа по увиденному.

Беседа «Родственные отношения.

Инсценировка сказки «Царевна –лягушка», выступление перед детьми другой группы. Изготовление родителями «Афиша» к сказке «Царевна – лягушка». Подбор костюмов к сказке «Царевна – лягушка», изготовление с детьми пригласительных билетов.

Март:

сказка «Заюшкина избушка». Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа и просмотр иллюстраций по сказке.

Разучивание с детьми песенки зайца, лисы и петуха.

Пересказ детьми сказки с новым концом.

Речевая игра «Что сначала, что потом?». Изготовление родителями поделки «Русская изба». Организация выставки,поделка «Русская изба» руками родителей.

Апрель:

сказка «Гуси – лебеди».

МАЙ. Чтение сказки «Гуси– лебеди». Беседа по иллюстрациям к сказке.

Лепка «Угощение печки и яблоньки».

Путешествие по сказкам. Совместное сочинение с родителями сказки на патриотическую тему.

Выставка поделок по русским народным сказкам. Показ детям теневого театра по сказке «Гуси - т лебеди».

Фото отчет по реализации проекта.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

заложит основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;

приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

- Дети научатся понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- С чувством уважения будут относиться к истории и культуре нашей Родины.

Проект поможет детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

- Дети будут менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

- Наметится динамика во взаимоотношениях с родителями, они захотят принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания будут проходить в более теплой обстановке.

Приложение.

Пальчиковая гимнастика на основе русских народных сказок.

Будем пальчики считать (загибаем пальчики)

Будем сказки называть (хлопки в ладошки)

Рукавичка, теремок

Колобок – румяный бок

Есть Снегурочка – краса

Три медведя, волк, лиса

Не забудем Сивку – бурку

Нашу вещую каурку,

Про жар – птицу, сказку знаем

Репку мы не забываем

знаем волка и козлят

этим сказкам каждый рад.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ на основе русских народных сказок.

Курочка Ряба.

Мышка быстро побежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация)

Ой, яичко уронила (наклон, поднимаем яичко)

Посмотрите – ка, разбила (вытянутые руки вперед).

Репка

Вот ее мы посадили (наклон вперед)

И водой ее полили (имитация)

И из репы кашу варим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровы и крепки (показать силу).

Волк и семеро козлят.

Мы славная семья козлят

Мы любим прыгать и скакать (прыжки)

Мы любим бегать и играться

Мы любим рожками бодаться (имитация).

Буратино.

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь

Нам советует Мальвина

-Станет талия осиной,

если будем наклоняться

Влево – вправо 10 раз

Вот Дюймовочки слова Раз, два,три, четыре, пять

Чтоб была спина пряма Красной шапочки совет

Поднимайтесь на носочки если будешь прыгать. бегать

Словно тянитесь к цветочкам проживешь ты много лет

раз, два, три, четыре пять

повторите – ка опять.

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 октября 2022 в 14:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ЭЛЬВИРА ТАГИРОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД