Татаренко Ирина
Системный подход в работе с кадрами как необходимое условие внедрения ФГОС до
▼ Скачать +Заказ
В условиях модификаций, происходящих в настоящее время в системе дошкольного образования, встала необходимость разработки и изменения системы оценки качества дошкольного образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Публикация «Системный подход в работе с кадрами как необходимое условие внедрения ФГОС до» размещена в разделах
Актуальность изменений доказана и тем, что оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении представляет собой один из инструментов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
В связи с этим вопросы подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций актуальны сегодня как никогда. ФГОС ДО и профессиональный стандарт педагога в качестве основного требования, предъявляемого к профессиональной деятельности педагога, выдвигает умение организовать детские виды деятельности в режиме дня ребенка. Организация детских видов деятельности имеет одну, но очень важную задачу – организовать ее так, чтобы ребенок не остался безучастным исполнителем этой деятельности, а был активным субъектом собственной деятельности. Примерные образовательные программы дошкольного образования предлагают сегодня варианты и формы организации детской деятельности. В рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательная организация выбирает и с учетом выбранной Примерной образовательной программы дошкольного образования реализует содержание и формы педагогической работы с детьми. Многообразие форм организации педагогического процесса и вариативность содержания дошкольного образования, является основным направлением реализации ФГОС ДО.
Очевидна необходимость приведения в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения. Следует понимать и принимать необходимость разработки локальных актов учреждения, уточнения должностных инструкций сотрудников. На основе учета особенностей своего дошкольного образовательного учреждения, возможностей педагогического коллектива, запросов и возможностей родителей продумать алгоритм разработки образовательной программы дошкольного образования [3].
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования, меняются методы работы с кадрами, характер которых зависит от степени профессиональной зрелости, творческой направленности, сплоченного коллектива. Сейчас стоит важная задача организовать методическое сопровождение деятельности педагогов, оказать им практически значимую помощь в реализации федеральных государственных стандартов.
Качество подготовки современного педагога оценивается через такие показатели как компетентность, самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны [1].
Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС ДО, для этого необходимо провести анализ кадровых условий.
Педагогический состав нашего учреждения достаточно молодой, высокообразованный и одновременно перспективный. Укомплектованность штата педагогическими работниками – 100%, высшее образование имеют 84% педагога, 21% высшую квалификационную категорию. Доля педагогов, прошедших курсовую подготовку по изучению ФГОС ДО составила 80%.
Приступая к анализу кадровых условий, нами было проведено анкетирование педагогических кадров, направленное на изучение особенностей профессионально-педагогической деятельности воспитателей ДОУ, на котором изучались особенности профессиональной компетентности воспитателей детского сада, выявлялись трудности и проблемы, встречающиеся в их профессиональной деятельности.
Исходя из анализа полученных данных, можно сделать вывод, что педагоги имеют проблемы и вопросы по реализации ФГОС ДО, нуждаются в курсовой подготовке и проведении методических мероприятий по вопросам реализации ФГОС.
Отсюда вытекает проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям затрудняет переход на ФГОС.
Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки маршрутной карты педагогической деятельности – системы последовательных мер по их подготовке.
Маршрутная карта направлена на:
• Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС в ДОО.
• Формирование новых ценностно-смысловых установок и эффективной мотивации участников образовательного процесса ДОУ к внедрению ФГОС
• Направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения более высоких квалификационных категорий.
• Организация профессионального общения педагогов через Интернет, участие в работе видеоконференций, сетевых сообществах, действующих при кафедре дошкольного образования, сети районных и городских методических мероприятий.
• Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Маршрутная карта поможет педагогам: глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования; овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход; проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС ДО в МБДОУ; выбрать программы, учебно-дидактические пособия; расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Исходя из представленных целей, задач и направлений методической работы в ОО по введению ФГОС можно определить и формы методической работы.
На сегодняшний момент следует говорить о тех формах, которые способствуют эффективности и результативности освоения ФГОС ДО [4] :
1. Репродуктивные: практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары – практикумы, тренинги.
2. Эвристические: проблемные семинары, проблемно-проектные семинары, организационно – деятельные игры.
3. Эвристико – продуктивные: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок.
4. Продуктивные: научные конференции, теоретические семинары, единый методический день и др.
Предложенные формы и методы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы общества, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога.
Итак, можно с уверенностью сказать, что педагог – ключевая фигура реформирования образования, при этом он должен обладать следующими качествами [2] :
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы : культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т. д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными, необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др., дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это стандарт деятельности не только одного педагога, это стандарт деятельности всего педагогического коллектива. И каждый педагог образовательной организации должен понимать, что от его профессиональной квалификации и качества выполнения трудовых функций зависит качество образования и гарантия развития каждого ребенка, что, безусловно, поможет осознать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта, рефлексия педагогической деятельности активизирует профессиональное саморазвитие воспитателя дошкольного образовательного учреждения и позволяет определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога [3].
Новые образовательные стандарты призваны удовлетворить запросы государства, общества и семьи и мы стремимся эти запросы удовлетворять.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». Принято Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрено Советом Федерации 26 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России №544н от 18
октября 2013 г.
3. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, 2009. – Режим доступа: https://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=184
4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: комплексный подход [Текст] : учебное пособие. – М. : Моск. психол. -соц. ин-т, 2005. – 132 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие. – Ростов н/Д. :Феникс, 1997. – 480 с.