ольга антонова
Система стрейчинга и упражнения Пилатеса как альтернативный подход в развитии гибкости дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Согласно СанПин 2.4.1.3049-13 раздел XII Требования к организации физического воспитания в ДОУ п. 12. 1 гласит: «Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.» (1, с. 34)
.Каждый ребенок уже знает, наверное, чтобы быть здоровым – нужно заниматься физкультурой, тренировать выносливость и силу, бегать и плавать. Однако о не менее важной составляющей здоровья – развитии и сохранении подвижности, гибкости позвоночника и суставов многие взрослые, а тем более дети вообще не скажут….! Гибкость – физическое качество, которое до недавнего времени можно сказать было «золушкой» среди других своих сестер (сила, ловкость, быстрота, выносливость). С гибкостью чаще всего у нас ярко ассоциируется шпагат, поза «лотос», упражнения из -йоги, т. е. такие двигательные действия, которые в повседневной жизни вряд ли применимы. Однако, гибкость – это не только умение садиться на шпагат. «Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев». (6,с. 113). Часто гибкостью называют подвижность в суставах, их диапазон подвижности (2, с. 205).
Публикация «Система стрейчинга и упражнения Пилатеса как альтернативный подход в развитии гибкости дошкольников» размещена в разделах
Подвижность суставов определяется рядом факторов:
- строение самого сустава
- направления, в котором сустав выполняет работу. Суставы шаровидного типа, в частности, плечевой и тазобедренный, обладают большей подвижностью по сравнению с цилиндрическими суставами коленей и локтей, эллипсовидными суставами запястий, вращательными суставами позвоночного столба или плоскими суставами между костями плюсны ног. (7,с. 9)
- мышцы-антагонисты. За счет расслабления растягиваемых мышц можно увеличить подвижность до 12-14%.(7,с. 9)
- длина мышц. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным ; «длинная» мышца позволяет достичь полной естественной амплитуды движения сустава. «Короткие» мышцы в большей степени подвержены растяжениям, разрывам и травмам, чем мышцы «длинные». (7,с. 10)
Так что же такого важного в этом физическом качестве - гибкости?
1) Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.
2) Гибкость экономит внутренние энергетические ресурсы. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии на движение, а значит, у него быстрее наступает утомление.
3) Развивая гибкость, мы способствуем профилактике травматизма.
4) Развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения преимущественно направленные на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость. «Гибкость с ее экономной тратой энергии, с ее рациональными движениями создает максимально благоприятные условия для развития выносливости. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями. Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. НО форсированное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоничное физическое развитие ребенка». (6,с. 116)
5) Гибкость способствует правильной осанке, которая улучшает внешний вид, влияет на тонус мышц. Снижение гибкости может ухудшить осанку, вызывая механическое разбалансирование костей спины, таза, шеи. Происходит смещение отдельных частей тела относительно друг друга. Постоянное перенапряжение мышц, ограниченная подвижность в суставах и, как следствие, повреждения связок и хрящей могут являться причиной деформации тела. Это мы и наблюдаем в большинстве случаев с детьми дошкольного возраста. Сутулость спины, следствием которой могут быть кифоз, впалая грудная клетка и ухудшение вентиляции легких. А не это ли (плохая вентиляция легких) является причиной долгого лечения простудных заболеваний, где кашель занимает первое место…. Мало эластичные сгибатели бедра и слишком короткие полусухожильные и спинные мышцы могут поворачивать таз вперед и вызвать лордоз (что тоже является характерной особенностью для позвоночника в детстве) хронические боли в пояснице и ишиас (защемление седалищного нерва, пояснично-кресцовый радикулит). Опущенная вперед голова может вызывать головные боли, головокружения и хроническое переутомление мышц задней части шеи, приводящие к появлению болезненных ощущений в них самих и в прилегающих к ним мышцах плечевого пояса.
Различают гибкость ОБЩУЮ (характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой) и СПЕЦИАЛЬНУЮ (это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности) (6,с. 115)
Гибкость - одно из наиболее ранних по развитию качеств. Дети дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере, большая их часть. Тем не менее, это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Если со временем, не включить в жизнь дошкольника занятия на развитие гибкости, его природные двигательные способности поблекнут, и уровень физической подготовленности заметно снизится. В отличие от других физических качеств человека гибкость начинает регрессировать уже с первых лет жизни, но при целенаправленных занятиях может развиваться. По мере формирования и роста организма гибкость может изменяться.
Сенситивные периоды развития гибкости
Возрастная сенситивность — это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств или процессов. «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сенситивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.»(3,с. 20)
Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.
Сенситивные периоды: для пассивной гибкости – 9-10 лет, активной – 10-14 лет; мальчики – 9-10; 13-14; 15-16 лет, девочки – 14-15; 16-17 лет.
Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, в этом возрасте мышечно-связочный аппарат наиболее эластичен и растяжим, и именно в этом возрасте наблюдается стабилизация гибкости. Как правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем, это качество имеет устойчивую тенденцию к снижению, поэтому даже если после 13-14 лет не выполнять упражнения на растягивание, гибкость начнет снижаться уже в юношеском возрасте, и, наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет и старше гибкость суставов и позвоночника можно сохранить в хорошем состоянии - это доказывают артисты балета, просто артисты, спортсмены, да и обычные люди, продолжающие регулярные тренировки. (4,с. 145).
Актуальность.
1. Долгое время считалось, что гибкость является общей характеристикой человеческого тела: либо гибкое, либо нет. И тому подтверждение тест, который предлагается для оценивания уровня сформированности этого качества у детей и взрослых. Надо выполнить максимальный наклон туловища вниз, не сгибая коленей, стоя на возвышении. Но данный тест предлагает оценить подвижность только тазобедренного, коленного суставов и подвижность нижней части позвоночника. Если вернуться к определению понятия «гибкость», то следует обратить внимание на фразу «свойство ОДА, характеризующее степень подвижности его ЗВЕНЬЕВ» (6,С. 113, «подвижность в суставах» (2,С. 205). Поэтому, для объективной оценки уровня развития общей гибкости одного теста, я считаю, недостаточно, так как гибкость разных суставов тела может быть далеко не одинаковой.
Для более объективной оценки степени подвижности суставов у дошкольников возможно применять несколько тестирующих упражнений. Например, на определение эластичности мышц нижней части спины (наклон вперед из положения сидя, плечевого пояса (соединить за спиной согнутые руки – одна сверху, другая снизу, икроножных мышц (наклон к стене в полуметре от нее, с удержанием пяток на полу, сгибатели бедра (подьем колена согнутой ноги из положения лежа на животе, полусухожильные мышцы (разгибание ноги в коленном суставе из положения сидя на стуле с прямой спиной). (7, С. 28) Необходимо также соблюдать правила организации тестирования гибкости.
Таблица: Правила организации процедур аттестации гибкости
(таблица составлена иа основе данных Н. Г Озолииа, 1970; Б. В. Сермеева, 1970).(2, С. 210)
Содержание правила
Справочная информация
1. Аттестацию гибкости необходимо проводить в одно и то же время
В 10 час. гибкость меньше, чем в 16-19 час. В 12-14 час. она имеет максимальное значение. Суточные колебания
гибкости выражены больше у детей, чем у взрослых; менее у спортсменов, чем у людей, не занимающихся спортом
2. Аттестуя гибкость, необходимо учитывать температуру окружающей среды
При 30°С гибкость больше, чем при 10°С. Понижение температуры на каждые 5-8°С обусловливает достоверное
снижение амплитуды движения
3. Перед выполнением ДЗ с целью аттестации гибкости следует выполнить разминку, которую необходимо стандартизировать, включив в нее упражнения с возрастающей амплитудой
«Разминочный эффект» держится недолго - при комнатной температуре около 10 мин. После активных упражнений показатели гибкости сохраняются дольше, чем после
пассивных.
4. Нельзя проводить аттестацию гибкости после больших физических нагрузок
Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления. Причем показатели активной гибкости уменьшаются, а
пассивной увеличиваются. При локальном утомлении снижения составляют 11,6 %, увеличения - 9,5 %
5. Приступая к аттестации гибкости, следует обращать внимание на эмоциональное состояние обследуемого
Гибкость существенно увеличивается при эмоциональном подъеме
2. Физические упражнения предлагаемые для увеличения степени гибкости детей и как следствие профилактики травматизма, могут нанести травму выполняющему его. К таким опасным упражнениям на гибкость относятся упражнения баллистического типа (махи прямыми ногами, упражнения, связанные с перераспределением большей части веса на один изолированный сустав, наклоны вниз к прямым ногам. (7, С. 15)
Таким образом, становится актуальным вопрос: не только развития гибкости у детей как физического качества, но также и какими средствами мы сможем достичь этой цели, не причиняя вреда, и как объективно сможем оценить уровень общей гибкости у ребенка.
Инновация.
На основе анализа программы «От рождения до школы» содержания образовательной области «Физическое развитие» старшей и подготовительной групп и практической его (содержания) реализации я пришла к выводу, что предлагаемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие физических качеств и гибкости в частности.
Возникает необходимость альтернативного варианта физических упражнений или оздоровительной технологии. Таковой, на мой взгляд, может выступить стрейчинг и упражнения системы Пилатеса, которые я включаю в содержание работы по физическому воспитанию детей.
«Стрейчинг –это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создания прочных мышц и связок»(6, С. 117). Суть системы - в процессе выполнения упражнений на растягивание в статическом режиме, занимающийся принимает определенную позу и удерживает в течение некоторого времени (от 10 до 20 с). Таким образом, стрейчинг – это метод фиксированной растяжки. «Основополагающим принципом стрейчинга является регулярность и постепенность растяжки, ее абсолютная безболезненность. Методика стрейчинга основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации.
Ползучесть- это свойство мышц изменять с течением времени при той же нагрузке и напряжении свою длину.
Релаксация – это свойство мышц расслабляться с течением времени при той же нагрузке и напряжении.» (6, С. 118).
Использование статических растягивающих упражнений положительным образом влияют на увеличение гибкости. Немного информации из нейрофизиологии: существует так называемый растягивательный рефлекс (это когда внезапно (динамическое растягивание, упражнения баллистического типа) растягиваемая мышца мгновенно сокращается для предотвращения неожиданного растяжения (защитная функция организма) Подобный рефлекс можно предотвратить, выполняя растягивание медленно.
Как понять ребенку что упражнение на растягивание он делает правильно? Растягивать мышцы можно только на 10% сверх их нормальной длины, тогда мы ощутим в ее средней части легкий дискомфорт. И именно в этом ощущении нам необходимо расслабиться и дышать. Нельзя растягивать мышцу дальше этого предела. Согласно этой методике лучше недорастянуть мыщцу, чем перерастянуть ее, тогда как при правильном выполнении упражнения всегда есть запас растяжки.
Отличительной особенностью стрейчинга является то, что стрейчинговые упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение стрейчинговых упражнений предполагает активное включение в этот процесс таких психических функций, как ощущение, внимание, память, мышление.
Упражнения стрейчинга найдут место в содержании физкультурных занятий и утренней гимнастики: в конце разминке как способ подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению заданий в основной части ; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата.
Я использую на занятиях с детьми и некоторые упражнения системы Пила тес — система физических упражнений (фитнеса, разработанная Йозефом Пилатесом в начале XX века для реабилитации людей после травм. Пилатес представляет собой серию упражнений в медленном темпе, требующих достаточного мышечного усилия и концентрации внимания.
Еще один важный момент эти упражнений - они выполняются из исходных положений лежа или стоя в упоре на коленях и ладонях. Т. о. безопасность для ребенка в процессе выполнения повышается.
Эта система упражнений «убивает несколько зайцев» :
1. Укрепляет мышцы всего тела.
2. Способствуют развитию концентрации внимания (особенно для гиперактивных детей)
3. Увеличивают гибкость тела; развивают координационные способности детей.
4. Тренируют осознанность движений, учат лучше чувствовать своё тело;
Главные принципы Пилатеса — концентрация, центрирование, контроль, дыхание, точность, плавность.
Концентрация — сосредоточение на своём теле в процессе тренировки;
Центрирование — основное внимание отводится развитию мышечного корсета (кора);
Контроль — контроль правильности выполнения упражнений;
Дыхание — контроль дыхания — один из основных принципов пилатеса.
Точность — каждое движение выполняется технически точно;
Плавность — все движения медленные и плавные.
Объединяя в один комплекс эти две системы (стрейчинг и пилатес) мы укрепляем мышцы и развиваем общую гибкость детей одновременно.
Методические аспекты применения представленных оздоровительных технологий.
Метод — способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
В процессе выполнения упражнений на развития гибкости, укрепления мышечного корсета мною используются следующие методы:
- метод повторного упражнения;
- метод статического растягивания;
- метод совмещения с силовыми статическими упражнениями;
- игровой метод.
Упражнения из системы Пилатес я выбираю согласно требованиям безопасности к содержанию физических упражнений применяемым в ДОУ.
Вывод: Физкультурно-оздоровительные технологии применяемые мной в работе с детьми дошкольного возраста вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, повышают мотивацию к выполнению упражнений и как следствие создается благоприятные условия для достижения цели, а именно развития гибкости и укрепления мышц туловища ребенка.