Светлана Заболотняя
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
" Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье -
это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. А. Сухомлинский
Большую роль отвожу технологиям обучения здоровому образу жизни, которые включают в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, физкультурные и музыкальные досуги, праздники, особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям: ритмопластика, динамические паузы (физминутки, подвижные и спортивные игры, релаксация и коррекционные технологии.
Публикация «Опыт работы „Использование здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Очень люблю использовать коррекционные технологии : арттерапия, сказкотерапия, флоротерапия, куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, аретопсихотерапия (воспитание на положительных примерах героев легенд, исторических личностей, национальных героев, смехотерапия (использованием шуток, анекдотов, небылиц, релаксация, потому что благодаря им воспитатель имеет возможность провести коррекционную работу по устранению проблем ребенка, связанных со страхами, тревогами, конфликтностью, отсутствием самоуважения, неумением дружить, низкой самооценкой, обидами,Все перечисленные коррекционные технологии очень хорошо вписываются в наш утренний групповой сбор. Групповой сбор – эта традиция нашей группы. В 2015 году в международном сборнике научных статей «Общество и экономика постсоветского пространства» я в соавторстве со своей напарницей Крутиковой М. А. опубликовали статью «Организация утреннего группового сбора в детском саду», где мы поделились опытом как мы его проводим в нашей группе.
Использую в своей работе различные виды гимнастики: дыхательную, психогимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику с использованием упражнений с предметами для ладоней. Между пальцами и психикой существует тесная связь. Как известно, на ладонях находится множество активных точек, поэтому, воздействуя на пальцы, можно улучшить работу внутренних органов и гармонизировать психику. В своей статье «Воспитателю на заметку», опубликованной на сайте «МААМ. РУ», я предложила комплексы упражнений для ладоней с предметами (шишки, грецкие орехи, каштаны, колючие массажные мячики) как организующие моменты перед началом занятий. Во время гимнастики пробуждения использую точечный массаж. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.
Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды.
Подбирая материал и игры для группы, я ставлю перед собой ряд задач: обеспечить психофизическое, личностное и интеллектуальное развитие детей, сформировать высокую мотивацию к познавательной деятельности, создавать комфортную психологическую среду, способствующую исчезновению психосоматических причин для заболеваний. Большое внимание уделяю развитию сенсомоторики. Помогает в этом использование следующего оборудования: модуль для развития запястья (движение по проволоке, прищепки, массажные кольца, мозаика разных видов, мелкие предметы и природный материал для сортировки, пинцеты для перекладывания предметов, шнуровки, деревянные бусы (большие для нанизывания на шнурок и мелкие для лески, бумага для оригами, вышивание на картоне, тренажеры механического письма, фольга (скатывание шариков, кнопки и пенопласт, волчки.
Разнообразие материала позволяет каждому ребенку выбрать себе игру по интересам, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся материалом.
В результате правильной организации свободной деятельности ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
Создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятие каждого ребенка – это задача каждого педагога. Поэтому я в своей работе использую технологию обеспечения социально-психологического благополучия.
В группе есть социально - эмоциональный уголок, задача которого способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства. Большую часть уголка составляют дидактические игры: Д/ игра «Чувства и эмоции», «Зоопарк настроений», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». В своей работе я использую пособие «Мастер сказок» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, наборы психологических открыток «Шаги к мудрости». Многие пособия сделаны своими руками, используются знакомые всем средства обихода, но выполняющие иную роль: «Стаканчик крика»; «Ведро обид»; «Зеркало настроения»; «Коврик злости», на котором дети могут потоптаться, чтобы освободиться от переполняющего их гнева; «Волшебные очки»; «Подушка-колотушка»; «Книга Доброты», «Коробочка гнева и раздражения»,где можно спрятать все плохое. Всё это помогает детям нормализовать свою эмоциональную сферу.
Для эмоционально-психологической разгрузки использую музыку и вокалотерапию. Это способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера детей. К тому же вокалотерапия, включающая в себя работу мышц и голоса - хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.
Звук «И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук «М-М-М» - с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
И, конечно, для обеспечения социально-психологического благополучия в группе и обучения здоровому образу жизни не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации. По запросу родителей организован «Психологический клуб», где семьи со схожими проблемами могут получить консультацию и поделиться своим опытом решения проблемных ситуаций.
Так же в работе с родителями я использую и другие формы работы : папки-передвижки; семинары-практикумы; круглый стол; анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты, дни открытых верей; обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы, проведение досугов).
В сборнике «Модуль-бум, организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста с использованием модульного оборудования» 2011 год я опубликовала конспект совместной деятельности по организации досуга с использованием модульного оборудования «Искатели сокровищ».
Такая система работы способствует сплочению детского коллектива и коллектива родителей и помогает выстраивать взаимоотношения на принципах взаимопонимания, сотрудничества и доброжелательности.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и родителями дает положительные результаты: улучшились показатели физического развития и эмоционального состояния детей; снизилось количество случаев заболеваний детей в течение года; совершенствовались навыки самостоятельности у детей; сформировалось у детей желание и стремление вести здоровый образ жизни; повысился уровень физической подготовленности воспитанников; установилось взаимопонимание с родителями по вопросу здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни.