Любовь Хорушкина
«Я и мой организм». ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Пищеварительная система человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Я и мой организм
ООД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: воспитатель МБДОУ № 207, Хорушкина Л. А.
Направление- здоровьесберегающее
Тема: Пищеварительная система человека
Цель: Ознакомление с организмом человека для дальнейшего укрепления и сохранения здоровья.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное
развитие.
Ход:
Публикация «„Я и мой организм“, ООД с детьми старшего дошкольного возраста „Пищеварительная система человека“» размещена в разделах
Воспитатель: Все вещества, необходимые для выполнения физической и умственной работы, роста и развития - мы принимаем в виде пищи и жидкости.
Большинство продуктов не может использоваться без предварительной обработки, такая обработка носит название….
- Напомните мне, ребята.
-Ответы детей. (Пищеварение)
Воспитатель: Правильно - пищеварение. Оно осуществляется в специальных органах, которые образуют пищеварительную систему.
Давайте вспомним, как попадает пища в наш организм, и что с ней происходит.
О первой ступени пищеварительной системы нам расскажет (имя ребенка).
Как называется эта ступень, и что происходит там с пищей?
Ребенок: Первая ступень пищеварительной системы - ротовая полость. Там
пища измельчается и смачивается слюной.
Воспитатель: Что есть в ротовой полости?
Ребенок показывает на модели и называет: Зубы, язык, слюнные железы.
Работа с моделью «Зубы»
Рассказ ребенка о зубах.
Зубы расположены в деснах, челюстях, которые подвижны.
Всего у взрослого человека 32 зуба. В течении жизни зубы вырастают дважды. Мне 5 лет и у меня 20 зубов, мне об этом сказала мама, а к 7 годам мои зубы поменяются с молочных на постоянные.
Все зубы разные и имеют свои названия.
Воспитатель: Расскажи подробнее о строении зубов.
Работа ребенка с макетами зубов.
Ребенок: Это зуб - резец. Им мы откусываем и удерживаем пищу. А это жевательный, им пережевываем. У всех зубов есть: коронка, шейка, корень.
Коронка зуба покрыта эмалью, которую нужно беречь.
Воспитатель: Как мы должны беречь свои зубы?
Работа с плакатом и моделью.
Ребенок: Я сейчас вам покажу и расскажу, как дети должны заботиться о своих зубах. Чистить зубы меня учила мама в 3 года.
ПАМЯТКА «Чистим зубки»
- Прополощи рот кипяченой водой
- Приготовь щетку с пастой
- Зубы верхние, жевательные, чистим движением сверху вниз, а нижние снизу вверх. Резцы чистим круговым движением 2 минуты.
Обращаем внимание на зубную пасту и щетку. Мне мама покупает только детскую пасту. Сейчас моя паста называется «Дракоша», мне она нравится на вкус. Зубную щетку мама меняет мне через 3 месяца, мы ее выбираем вместе. Щ етки можно купить с поверхностью для чистки языка, с резиновыми ресничками, чтобы не ранить десна. В аптеке мы с мамой покупаем заварные пакетики для полоскания.
Работа с плакатом «Чтобы зубы не болели».
Воспитатель: Напомните, что надо делать, чтобы зубы не болели?
Ребенок показывает и объясняет.
- Посещай стоматолога 2 раза в год
- Не грызи карамельки, леденцы
- Не ешь слишком горячую или холодную пищу
- Не откусывай нитки, проволоку
-Чисти зубы 2 раза в день
- Полощи рот после каждого приема пищи
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение про зубы.
Чтение стихотворения «Чтобы зубы не болели»
Чтоб тебе, мой друг с тоской,
Не пришлось на склоне лет
Только челюстью вставною
Пережевывать обед.
Чтоб свои родные зубки
Смог ты дольше сохранить,
Надо чистить их чаще,
Надо вовремя лечить.
Воспитатель: Что происходит с пищей дальше? Куда попадает она из ротовой полости?
Работа с макетом. «Пищеварительная система. Вторая ступень - ЖЕЛУДОК.
Ребенок: Кусочки пищи, смоченные слюной, продвигаются по пищеводу, как по трубке в желудок. В желудке пища накапливается и переваривается.
Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи. Когда я поела - желудок полный и большой, если испытываю голод – плоский. В желудке есть желудочный сок.
Воспитатель: Для чего нужен желудочный сок?
Работа с плакатом «Желудочный сок»
Ребенок: Пища пропитывается желудочным соком, превращается в кашицу и переваривается. Еще желудочный сок убивает микробы. Наш желудок работает по своим внутренним часам и к определенному времени он вырабатывает сок. За сутки мне папа рассказывал, вырабатывается почти 2 литра сока.
Воспитатель: Что происходит дальше с пищей в желудке. Расскажи, как усваиваются жидкости и твердая пища.
Опытно - экспериментальная деятельность.
Опыт №1. Всасывание жидкостей.
Ребенок наливает молоко в блюдце, опускает губку. Показывает, как губка впитала молоко.
Ребенок: Вся жидкость, которую мы пьем (молоко, чай, сок) сразу всасывается в желудке.
Опыт №2. Переваривание твердой пищи.
Ребенок берет 1 кусочек ржаного хлеба(30 г) целого, другой кусочек такой же измельченного, помещает в стаканы с водой(100г) в каждом, перемешивает.
Делает вывод: Хорошо пережеванная пища переваривается быстрее.
Воспитатель: Что еще нужно знать, чтобы пища усваивалась лучше, быстрее?
Памятка культуры питания.
Ребенок:
1. Тщательно пережевывай пищу
2. Не разговаривай во время еды
3. Не ешь всухомятку
4. Соблюдай режим питания
5. Не переедай на ночь
6. В меру ешь сладости.
Воспитатель: Из желудка пища попадает в тонкий кишечник.
(Показывает шнур 5метров) Там происходит окончательное переваривание и всасывание основной массы питательных веществ в кровь. Длина нашего кишечника около 5 метров, это выглядит примерно так. (Показ шнура - МОДЕЛИ КИШЕЧНИКА).
Как вы думаете, легко ли проходить пищи по тонкому кишечнику?
Конечно, сложно. Чтобы облегчить это для организма, какой должна быть пища?
Ребенок: Мне моя мама говорила, что я должен есть много овощей, фруктов, полезной и здоровой пищи.
Воспитатель: А что это означает? Полезная и здоровая?
Ребенок: А я сейчас расскажу вам и покажу «Пирамиду питания»
Работа с модулями «Пирамида питания»
Дети поочередно выставляют модули и характеризуют их.
МОДУЛЬ №1 «Белки»
Белки нужны для строительства нашего организма, без них нет развития и роста, детям они нужны больше всего, потому что мы растем. Белки содержатся в молоке, яйцах, орехах. Я с удовольствием с братиком пью молоко, ем орехи.
МОДУЛЬ№2 «Углеводы и жиры»
Это энергия для организма. Углеводы содержаться в хлебе и овощах.
Папа всегда говорит, что вредно есть много жирной пищи, большое количество жира затрудняет работу органов.
МОДУЛЬ №3 «Минералы и витамины»
Воспитатель: Минералы и витамины необходимы нам для роста и укрепления иммунитета. Витаминов очень много и они делятся на группы, расскажи о некоторых из них.
Ребенок: Витамин А. Это витамин роста, он помогает не только расти, но и сохраняет зрение, укрепляет зубы и десна. Содержиться витамин в моркови, абрикосах, петрушке, тыкве, сливочном масле, яйцах, рыбьем жире.
Витамин В1 нужен для роста, улучшает работу пищеварительной системы.
Он содержится: в хлебе, крупах, молоке, горохе, дрожжах.
Витамин С повышает наш иммунитет, помогает «выгнать» яды из организма. Больше всего витамина содержится в шиповнике, облепихе, черной смородине, красном перце.
Витамин D. Он дружит с витаминами А и С, охраняет от простудных заболеваний, нужен для роста костей, повышает аппетит. Содержится в продуктах: молоке, молочных продуктах, рыбе.
Воспитатель: В детском саду учитывают суточные нормы витаминов, потому питание называется рациональным.
Итог.
Дети надевают шляпы. «Шляпы здоровья»
Воспитатель: А сейчас мы дадим несколько рецептов здорового питания от наших родителей.
Ребенок №1. Живем не для того, чтобы есть, а едим, чтобы жить!
Недоедание или переедание вредно для здоровья.
Ребенок №2. Не экономь на питании – это худшая экономия на свете!
Покупайте разнообразные и качественные продукты.
Ребенок №3. Чем меньше варится пища, тем больше витаминов.
Воспользуйтесь кулинарными рецептами из книги от наших родителей
«Рецепты здорового питания»
Воспитатель: Правильное рациональное питание - это здоровье всего организма, всех его систем!
Предварительная работа с детьми и родителями
1. Беседа «Режим питания»
2. Экскурсия на пищеблок д/с.
3. Работа с модулями «Система питания»
4. С/р игра «На приёме у стоматолога»
5. Д/и «Витаминка и ее друзья»
6. Продуктивная деятельность: - лепка зубов, рисуем рисунки к сказкам про пищеварение, здоровое питание.
7. Консультация для родителей «Здоровье на тарелке»
8. Изготовление модели «Пищеварение»
9. Домашнее задание «Сочиняем сказки»
10. Составление с родителями книги «Рецепты полезного питания»
11. Анкетирование.
12. День открытых дверей «Приятного аппетита»
Методические приемы
1. Беседа воспитателя по теме.
2. Индивидуальная работа с детьми по модулям, макетам.
3. Работа с таблицами
4. Опытно - экспериментальная деятельность
5. Рассказ из личного опыта «Пирамида питания»
6. Итог. Реклама здорового питания от родителей.
Оборудование
1. Модели: «Пищеварительная система», «Полость рта», «Желудок», «Кишечник».
2. Модули «Пирамида питания»
3. Плакаты «Чистим зубы», «Пищеварение».
4. Пособия для экспериментов.
5. Игры «Торонтино», «Витаминка и ее друзья»
6. Детские столы – 3.
7. Шляпы здоровья.
Литература
1. Аристова В. В., Гальперштейн Л. Я. «Моя самая первая энциклопедия» : Науч. - поп. издание для детей. - М. :ЩАО «РОСМН - ПРЕСС», 2013.-239с.
2. Большая детская энциклопедия. / пер. с итал. Л. В. Золоевой,Н. Ю. Лебедевой, Э. И. Мотылевой. - М. : АСТ: Астель,2012.- 260с.
3. Большая энциклопедия дошкольника. / под ред. Н. Жильцовой,-М. : «ОАМА- ПРЕСС», 2011.-293с.
4. Баррипе А. Журнал «Как устроено тело человека?»№1- 32с.
5. Козлова С. А. и др. Я и мое тело: Учебно- методическое пособие (Программа Я- человек.) Тематический словарь в картинках, школ. Пресса,2010.
Задачи
1. Продолжать расширять представления о составляющих здорового образа жизни – пищеварительной системе и здоровом питании.
2. Побуждать правильно оценивать работу своего организма, заботиться о его здоровье.
3. Закрепить правила гигиены полости рта, формировать гигиенические навыки.
4. Систематизировать знания о здоровом питании.
5. Активизировать словарь детей в приобретении новых знаний, развивать внимание и память.
6. Побуждать родителей к сотрудничеству по созданию условий правильного и здорового развития детей.