оксана чернявская
Система деятельности музыкального руководителя по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Система деятельности музыкального руководителя по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Опыт работы в этом направлении за период аттестации.
Публикация «Система деятельности музыкального руководителя по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Воспитание человека этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время в ДОУ проводится большая работа по возрождению казачьих традиций, призванных обеспечить становление и развитие представлений об образе казачьей культуры в дошкольном детстве в условиях ДОУ. Формирование личности будущего гражданина России предполагает развитие уважительного отношения детей к истории, культуре, традициям родного края, в воспитании патриотизма, готовности защищать свое Отечество. При этом большую значимость приобретают национальные ценности : народная культура (устное народное творчество, традиции, музыка, театр, изобразительное искусство, литература.
Региональный компонент в содержании музыкального образования дошкольников направлен на создание условий по приобщению детей к истокам донской музыкальной культуры. Содержание педагогической деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края осуществляется на основе комплексно-тематического планирования.
Содержательные линии:
1. Формирование культурно-информационной культуры личности ребенка;
2. Формирование культуры музыкального воспитания дошкольников на основе песенного фольклора донских казаков и современной профессиональной музыки, созданной композиторами Дона;
3. Формирование музыкально-исполнительской культуры;
4. Развитие творческих способностей дошкольников как пространства приобщения детей к донской музыкальной культуре.
Для успешного освоения казачьих традиций, приобщения детей к казачьей культуре актуально применить проектный метод. На основе методических рекомендаций, разработанных сотрудниками факультета ДиНО РО ИПК и ПРО, программы «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь и основной общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР детского сада №51 «Родничок» мною выстроена система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций, а так же был создан долгосрочный проект (3года) «Край родной – земля донская».
Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердцах искорку любви к своему краю, к Родине. Созданный мною проект был высоко оценен на международном конкурсе, я стала победителем 17 конкурса в номинации «Мой край - моя Родина» (дошкольный возраст) в международной педагогической творческой олимпиаде 2013году ( адрес работы на сайте олимпиады: pedolimp.ru/27610)
Цель проекта: приобщение детей к культуре и традициям Донского края.
Знания: усвоить ценности культуры и истории донского казачества.
Ценности :
1. Сохранение обычаев, традиций; передача их от поколения к поколению;
2. Проникновение в духовные пласты личности ребенка, в его эмоционально-эстетические и социально-нравственные сферы.
Условием реализации содержания работы по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций выступает предметно-пространственная среда. Силами родителей и педагогов была оборудована «Горница», в которой воссоздан интерьер казачьего куреня, собраны экспонаты домашней утвари, предметы одежды, иконы. В «Горнице» проходят занятия познавательного цикла. Совместно с детьми старшей, подготовительной группы были созданы макеты «Азовская крепость» «Донские просторы» и «Ты наш батюшка – Тихий Дон». Дети нашего ДОУ, благодаря данным макетам могут познакомиться с особенностями природы и быта родного края, с ее историей и культурой. При поддержки воспитателя по народному творчеству изготовлены куклы в традиционных казачьих костюмах, а при поддержки администрации ДОУ были пошиты казачьи костюмы для детей. Так же были созданы наборы иллюстративного материала, которые помогают знакомить с древнейшими казачьими городами-крепостями, с казачьими символами. Мной создана фонотека казачьих песен (народных, современных композиторов, донских авторов, которые помогают знакомить с песенным творчеством донского казачества.
В рамках инновационной деятельности мной был разработан сценарий к празднику «Казачка Дона» с использованием ИКТ. Праздник был подготовлен совместно с родителями и воспитателями подготовительной группы и с большим успехом и интересом был проведен в апреле 2012 года. Это мероприятие было освещено на местном телевидение.
В рамках реализации проекта были организованы и проведены мини проекты, результатами которых стали праздники «Прогулка по Дону», «На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!», «Донская ярмарка».
В нашем ДОУ также проводятся традиционно народные праздники, для которых были разработаны сценарии («Покровская ярмарка», «Донские святки», «Щедровочка-щедровала», «Масленица-кривошейка», «Зеленные святки на Дону», «Арбузник»).
В рамках проекта был разработан банк казачьих игр («Платочек», «Колокольчик», «Заплетайся плетень», «Утенок», «Коршун», «Лапта», «Камушки и рыбки»).
Результат реализации системы показал, что дошкольники умеют выражать сопереживание родным и близким людям, сверстникам; заботятся о природе родного края;
Имеют представление о родном доме, крае, области, о родной природе и ее обитателях; знают и интересуются героями Донского края и людьми труда.
Дети знают казачьи праздники и традиции, знакомы с песнями и стихами донских поэтов, игры казаков, словарь местных диалектов. Неоднократно выступали с казачьими песнями в селе, в ВЦДТ, на различных мероприятиях в ДОУ.
Дети знают свой адрес, название села, района, главные города Ростовской области, Районный город - Азов, главный областной центр – Ростов –на- Дону.
За три года дети освоили практические умения в освоении казачьих игр, танцев и хороводов, народных казачьих песен; познакомились с произведениями донских писателей, поэтов и композиторов –